Знакомьтесь, редкий гость на наших экранах — испанский комедийный хоррор. Посторонитесь, ``Мачете убивает`` и ``Хижина в лесу``, отдыхайте ```Иствикские ведьмы``, дайте дорогу Европе в лице испанского (баскского) режиссера Алекса де ла Иглесиа, протеже Педро Альмодовара и автора ``ужасно``-веселых триллеров.
Сюжет в двух словах. Два сексапильных лузера Хосе (Уго Силва) и Тони (Марио Касас) грабят ломбард. Первому нечем платить алименты, у второго крутая подруга, бизнес-вуман, которой надо соответствовать. Ограбление продумано идеально — под маской уличных аниматоров, в образе Христа и Вояки, мужики набирают сумку золотых колец и на первом попавшемся такси, к тому же со случайным пассажиром, пытаются оторваться от полиции, по дороге решая, ехать на юг в Португалию или на север во Францию. У Хосе детский день, так что восьмилетний сын с восторгом играет в грабителей вместе с папой. Выбор северного направления оказался роковым. Им пришлось проезжать через баскский поселок Сугаррамурди, который не одно столетие известен в Испании как обитель ведьм и место их шабашей. От полиции нашим грабителям оторваться с трудом удалось, но на хвосте еще бывшая жена-ведьма, которая разволновалась за ребенка, и пара детективов, расследующих ограбление, а впереди жуткое неведомое...
Завязка похожа на комедийный боевик, и боевик очень энергичный. Сразу задает бешеный темп действия и зашкаливающий уровень юмора. Юмора недетского. Например, Тони «специалист по связям с общественностью в сперме». Когда взрослые шутят, ребенку прикрывают уши, а если забывают, натыкаются на его закономерный вопрос. Перевод на редкость горячий, что бывает не часто, и дубляж сочный. Вся история крутится вокруг отношений полов, но если завязка детективно-бытовая, то финал — буйная мистическая фантазия на тему уничтожения западной цивилизации и мужского племени-семени феминистками-ведьмами на ритуальном шабаше. Ведьмы, конечно, летают на метле и бегают по потолку, но если это и хоррор, то в стиле веселого Хэллоуина, как раз под 31 октября. В шабаш для большей иронии даже затесалась парочка трансвеститов. Бесконечные неожиданные повороты сюжета в сочетании с феерической работой оператора Кико Де Ла Рика оставляют ощущение праздничного фейерверка.
Женщины у Иглесиа все ведьмы, хоть из баскской деревни, хоть из города, хоть из мирового сообщества, короче весь женский род, и все редкие стервы. Начальные титры идут под калейдоскоп портретов «влиятельных ведьм» от Фриды Калло до Маргарет Тетчер. А мужики либо лохи, либо геи. Но друг без друга М и Ж все равно никак. Поэтому к финалу к некоторому конценсусу Иглесиа их приводит и конец света временно откладывает, но только временно.
Актеры наслаждаются этим праздником. В роли хозяйки шабаша легендарная и зажигательная брюнетка Кармен Маура, муза Педро Альмодовара. Ее дочь Еву, восхитительно-упоительную и дьявольски крутую длинноволосую блондинку с тату на пояснице, в рокерской черной коже и с выбритым правым виском, студентку факультета теологии в неком университете в Германии, играет Каролина Банг. Не клюнуть на нее невозможно, что и делают, соревнуясь друг с другом, Хосе и Тони. Участь у них незавидная, впрочем, хищники и жертвы (ведьмы и их ``еда`` мужского пола) в фильме время от времени меняются местами, заигрывают друг с другом, а брутальное обаяние Хосе заставляет-таки юную ведьму вспомнить о простом женском счастье. Красавчик Марио Касас (``Три метра над уровнем неба``) здесь остается только номером вторым, но демонстрирует новые комедийные грани своего таланта.
Фильм на удивление зажигательный, по-испански темпераментный, гораздо более умный, чем хочет казаться, хотя тянет на трэш и местами «толкует по бредовому», не менее зрелищный, чем черные комедии от Родригеса и Тарантино.