Любите ли Вы рок? Вопрос уточняющий — любите ли Вы метал рок? Сэмюэль Данн (Samuel Dunn), канадский антрополог, не просто любит — живет им и в нем с 12-ти лет. И в последние годы снимает документальные фильмы об этой живучей субкультуре и ее «функционерах» как преданный фанат и как профессиональный исследователь-антрополог.
«Путешествие металлиста» 2005 — первый и самый «универсальный» фильм из серии. Это почти исчерпывающая информация о метале как культурном явлении: история и перспективы, генеалогическое древо (к сегодняшнему дню где-то три десятка направлений, взаимопроникающих, но со своей спецификой). Добрых четыре десятка интервью с самими королями метала, лидерами Black Sabbath, Cannibal Corpse, Motley Crue, Motorhead, Slayer, Элисом Купером, Робом Зомби... -— «взгляд изнутри». 2-3 десятка интервью с социологами, писателя, музыкальными деятелями как взгляд со стороны; условно со стороны, потому что быть просто рядом и не ассимилироваться с этой феерией невозможно, можно быть не менее чем «сильно сочувствующим». В некотором смысле ленту можно назвать манифестом металлистов, потому что послание этого направления музыки, причины его популярности и долгожительства, суть этого образа жизни схвачена Данном блестяще. Чему свидетельством огромное количество писем, которые он получил от благодарных фанатов.
Невозможно и ни к чему пересказывать весь сюжет, нужно смотреть. Сэм Данн хороший рассказчик, последовательный и методичный аналитик, красиво и емко формулирует, не позволяет восторженному адепту в себе взять верх над Данном-исследователем. Это не лекция, разумеется, а энергетический выброс, незабываемое общение с брутальными героями вперемешку с живой музыкой, неформальной лексикой и азартом большой игры. Больше всего меня тронули Элис Купер и Тони Айоми, постаревшие, не без этого, но вальяжные и неизменно стильные мэтры.
Что меня задевает в фильме за живое и в чем я солидарна с Сэмом Данном? Рок музыка такое же ниспровержение и потрясание устоев как и все новое в науке, культуре и далее. Родилась на рубеже 1960х-1970х в патриархальной благопристойной Англии — когда церквей было больше, чем жилых домов, прогуляться можно было за неимением других вариантов на кладбище, а молодежь по вечерам тусовалась у телефонной будки за отсутствием других источников света на улице. Возникла как альтернатива сонной ханжеской рутинности, догмам, правилам, условностям. Для второй половины ХХ века рок музыканты такие же реформаторы, предложившие миру мрачноватую, несколько мистическую, но необыкновенно мощную музыку, как классики 18-19 века. Deep Purple, Zeppelin, Ван Хален — это современные Рихард Вагнер, Бетховен, Бах .
Музыка брутальная и мир мужской — да, элитный мужской клуб. Сколько калорий они расходуют на каждый концерт?? Но нет ничего абсолютно непроницаемого. В рок просачиваются бой-бабы рокерши, которые могут помимо прочего перепить любого мужика (именно перепИть, не перепЕть). С 90-х годов девушки группи (вся эта тусовка «около» очень вкусно показана Кэмероном Кроу в «Почти знаменит»). И в 90-е же появляется глэм — брутальные мужики в кружевах и рюшах, которые от этого не выглядят меньше самцами, но артистизма, сексуальности, изыска действию добавляют.
Никаких игр «всерьёз» со смертью, сатанизмом и прочим мраком. Насилие остается на сцене, не перетекая в реальную жизнь, это гламурное насилие, карикатура и экстремизм. Кожа, черный цвет, серебро, пентаграммы, кресты — сильный и серьезный антураж, но чистый Хэллоуин, который заканчивается с восходом Солнца. Есть свой «демонический» секрет в рок-музыке — пониженная пятая ступень звукового ряда — как двадцать пятый кадр в кино (25й кадр как стенографический значок — Питер Джексон уже и 48 кадров внедрил). Но вся вместе атрибутика не оставляет и не предполагает ощущения пессимизма, напротив, это яркая гипербола жизни и лестница в небо.
Запоминающиеся моменты в фильме — документальная врезка судебного разбирательства в связи с самоубийством подростка, в которой ответчиком был Ди Снайдер (группа Twisted sister). Суть обвинений — мрачные тексты, призывающие к самоубийству. Ди Снайдер мягко, на хорошем литературном языке объясняет присутствующим, что металлисты не тупое мясо, и как все творческие люди свои произведения, в том числе тексты песен, создают на основе личного выстраданного и единственный посыл в них — присоединяйтесь. Но в крайнем случае нам и без Вас неплохо.
Еще один эпизод — интервью с лидерами норвежских блэк-метал групп, которые обвиняются в сатанизме, поджеге церквей. Тут антрополог Сэм Данн напоминает, что неприятие христианства в Норвегии началось с викингов, так что этот негатив идет из глубины веков.
Как и любой культурный бунт рок музыка делалась молодыми сердитыми. Сегодня металлическим идолам, стоявшим у истоков, к 70-ми. Как и их первым фанатам, которые могут быть вполне мейнстримовыми владельцами собственных фирм, но по-прежнему носить футболки с логотипами любимых групп, разъезжать по концертам, на завтрак принимать Slayer, на обед Sabbath, на ужин Dynazty. И так ли велика разница между 70-летним мэтром и 15-летним неофитом, если речь идет о метале? Рок уже у многих поколений под кожей.
Да, метал рок — культура аутсайдеров, но они не мрачная секта зашоренных зомби, а самые большие оптимисты и жизнелюбы, которые хорошо знают, что такое чувство локтя. Метал ждет тебя всегда, нажал на клавишу — и ты в адском раю, где чувства сильнее мысли, общаешься с Богом! Заканчивается все на фестивале Wacken Open Air, главном ежегодном метал событии мира. Присоединяйтесь, Господа! Или f*ck you!
Фильм сродни катарсису и ступенька той сам лестницы, которая Stairway to Heaven.