Режиссер Уолтер Хилл никогда не относился к числу фаворитов Голливуда, хотя он блестящий и разносторонний профессионал, более того, весьма продуктивный. Сценарист, режиссер, продюсер, мастер жесткого кино, поклонник вестернов. Продюсировал франшизу о Чужих, все фильмы с 1979 по 2006, «Прометей» Ридли Скотта и многие собственные фильмы. Среди его популярных режиссерских работ дилогия «48 часов», «Красная жара», «Красавчик Джонни», «Байки из склепа», «Воины». Рейтинг его фильмов как правило не перешагивает отметку 7, хотя сериал «Дедвуд» пользовался большим признанием (рейтинг 8,2). Наверняка многие смотрели в прошлом году «Неудержимый», в котором главные роли сыграли Сильвестр Сталлоне и жаркий, влажный Новый Орлеан, колыбель джаза и Армстронга.
«Водитель» (1978) — городской вестерн. От вестерна в буквальном смысле осталась только кантри музыка, которую все время слушает на маленьком приемнике главный герой, водитель-ас, работающий на гангстеров. Но это тем не менее классический вестерн, в котором прерии заменил ночной урбанистический пейзаж (дневных кадров немного), лошадей — лошадиные силы под капотом, шерифа — крутой коп (Брюс Дерн), с которым герой-одиночка ведет азартную игру. Уолтер Хилл почти (!) обходится без женщин. Героиня Изабель Аджани присутствует в фильме как красивое, но холодное и необязательное дополнение к интерьеру, нет никакого даже намека на флирт или интим. Она случайно становится свидетельницей ограбления казино с участием героя и соглашается сотрудничать за деньги.
Главный герой что называется персонаж собирательный без имени собственного, просто Драйвер, Driver, (Райан О Нил), обладает железной выдержкой и очень немногословен. Вспоминается сразу «Драйв» Виндинга Рёфна, где персонаж Гослинга тоже был просто Драйвер и молчун. И сюжет, в общем, так похож, что не приходится сомневаться, кто вдохновлял Рёфна. Только Рёфн не может без кровищи и добавил все же представительниц прекрасного пола как дополнительный рычаг истории.
Если выбирать между двумя, голосую за фильм Хилла. Он более жесткий, совершенно мужской, необыкновенно динамичный и горячий в части гонок и столь же «хладнокровный» в части общения героев, потрясающе стильный, почти классика нуара. Не знаю, кто был за рулем в качестве дублера О Нила, но кто-то очень скоростной и виртуозный. Есть продолжительная сцена, в которой Драйвер по просьбе нанимателей демонстрирует «искусство вождения». Поверьте, это завораживает. Похоже на технизированный балет и на классический сюжет из сборника короткометражек «БМВ по найму» 2002.
Райан О Нил пришел в кино из спорта (бокс), сначала работал каскадером, потом актерствовал. Много снимался в 1970-ые, в том числе у лучших режиссеров — Питера Богдановича в «В чем дело, док?», «Бумажная луна», «Торговцы грезами»; Стивена Спилберга «Барри Линдон»; за «Историю любви» Артура Хиллера номинирован на Оскар 1971. При внешности героя-любовника имеет большой комедийный талант, хорошее чувство юмора, теплую открытую улыбку, умение очерчивать свое пространство в кадре и неповторимую способность держать паузу. Последнее очень пригодилось в «Водителе», и в этом, пожалуй, он превзошел Гослинга в «Драйве». По стилю и манерам в этом фильме похож на Стива МакКуина, но его невозмутимость менее брутальная.
Роль копа играет Брюс Дерн, американский аристократ и голливудский трудоголик, который снимается до сих пор и в 2013 получил в Каннах приз за лучшую мужскую роль в «Небраске» Александра Пейна. Полярность О Нила и Дерна отлично работает на фильм.
Актуальность картины как-то разом возросла в связи с выходом «Гонки» Рона Ховарда. И по прошествии времени она по-прежнему смотрится залпом.