«Много шума из ничего» одна из самых горячих и веселых комедий Уильяма Шекспира, многократно экранизированная. Свою экранизацию трудоголик Джосс Уидон сделал «наскоком» во время монтажного периода «Мстителей» в качестве отдыха. Фильм снят как независимый малобюджетный камерный проект всего за 12 дней и 4,3 миллиона долларов, на собственной студии Уидона Bellwether Pictures, он сам занимался монтажом и написал музыку. Картина была анонсирована уже по завершении съемок, премьера состоялась на фестивале в Торонто 2012.
Комедия по сути гимн любви, но прежде чем этот гимн зазвучит в полную силу и все интриганы будут выведены на чистую воду, влюбленные, коих в пьесе две главные пары, успевают пройти муки ада, сомнений и ревности, преодолеть козни завистников и собственную глупость. В ней масса сочных колких диалогов, виртуозных словесных перепалок, нелепых ситуаций, и со временем вся история не только не обветшала, но, напротив, становится все более и более актуальной.
Пьеса аккуратно инсталлирована Уидоном в сегодняшний день. Экранизация напрочь лишена театральной аффектации и довольно сдержанна, вплоть до того, что лента черно-белая, все персонажи мужского пола носят классические костюмы, белые рубашки и галстуки. Все это напоминает стиль старого Голливуда и безупречных джентльменов Кэри Гранта и Грегори Пека. Отказ от театральной фееричности в пользу некоторой сдержанности, даже минимализма и известной элегичности несколько смущает на старте, но к этому быстро привыкаешь и многие эпизоды сделаны во вполне зажигательной манере. Фильм снимался на собственной вилле Уидона, пространство которой с большим количеством помещений, лестницами, садом, бассейном, на редкость удачно используется как большая декорация, так что все сцены разнесены по дому.
Уидон немного схитрил для пользы дела и слегка сократил шекспировский оригинал, а пару второстепенных мужских персонажей сделал женскими. В их числе Конрад, приятель главного мстительного интригана Дона Жуана. Это позволило даже легкий флирт между соратниками и милую постельную сцену. В общем, получился современный американский вариант Шекспира.
Центральные персонажи пьесы Бенедикт и Беатриче, убежденный холостяк и убежденная холостячка (хотя в глубине души!?...), мастера острословия, мистер «чертополох» и мисс «шпилька», остроумие предпочитают оттачивать друг на друге за неимением более достойных соперников. Так достают окружающих своими непрерывными пикировками, что друзья решают в кои-то веки пошутить над записными остряками и женить их друг на друге. В разных интерпретациях пьесы Бенедикт и Беатриче неизменно бывают безудержно веселыми и оптимистичными, Уидон сделал их чуть менее смешливыми и более интимными, но его взгляд на историю вполне гармоничен и убедителен.
Актеры почти «домашняя труппа» Уидона из его сериалов «Кукольный дом», «Светлячок», и фильмов «Мстители», «Хижина в лесу»: Кларк Грегг, Нэйтан Филион, Эми Экер, Алексис Денисоф, Рид Даймонд, Фрэн Кранц, Шон Маэр. И много совсем юных новичков. Молодцы все, выдерживают стремительный темп и напор шекспировского высокого слога. Я была рада очередной встрече с Кларком Грэггом, который в представлении не нуждается, и Фрэном Кранцем (великолепным Шутом из «Хижины в лесу»), который здесь играет пылко влюбленного графа Клавдио..
Уидон отличный сценарист и по определению не может не быть поклонником и знатоком Шекспира, лучшего драматурга и самого таинственного анонима всех времен. Но почти уверена, что дополнительную порцию шекспировского «вируса» Уидон получил от Кеннета Брэны, когда они вместе работали над «Тором» (Уидон в титрах не указан, хотя фактически был сорежиссером). Брэна сам большой поклонник Шекспира, «Тора» ставил как шекспировскую трагедию, переиграл множество шекспировских персонажей и снял несколько фильмов, в том числе и «Много шума из ничего» 1993, которая считается одной из лучших экранизаций комедии. Общение Уидона и Брэны вылилось на радость зрителям в собственную экранизацию Джосса. Помноженные друг на друга таланты английского драматурга 16 века Шекспира и американского режиссера 21 века Уидона дали яркий, неожиданный и чарующий результат.
И обратите, пожалуйста, внимание на исключительное сходство Джосса Уидона с портретами Шекспира!
P.S. Фильм промелькнул на фестивале Empire Open Cinema летом этого года в Москве, его широкая прокатная судьба пока неопределенна.