Предисловие.
«Когда к невежам ты идёшь высокомерным,
Средь ложных мудрецов ты будь ослом примерным.
Ослиных черт у них такое изобилие,
Что тот, кто не осёл, у них слывёт неверным» - Авиценна.
Вступление.
За готическим навесом и томлением нуара, показана как в сказочном сне, атмосфера всего величия, что может быть в понятии любого меркантильного человека.
Дорогое человеку воспоминание, а может и единственное из-за которого имеет ценность в жизни то светлое, чистое, святое и непорочное заключено в его детстве. Где без сантиментов, нравоучительства и излишнего пафоса показаны очень коротко его ранние годы, заключённое именно на столь дорогом ему сердцу предмету. Вещь, олицетворяющую собой, то счастье, которое было так лучезарно в его детстве, возвращая его лучшие воспоминания. Плоть до самой смерти, последнее, что он вспоминает – это ту вещь, символ, выражающий суть данного повествования. Также как зацикливание, заострение на последних словах человека перед смертью. Время от времени показывается воспоминание, как расследование, связанное с юностью мальчика. И то, что стало для него единственным утешением, другом и намного большим, чем простое общение. Эта связь с таким же непорочным и дорогим, может приобретать различные формы, но суть и ценность этого неизмерима. Последний эпизод фильма, всё полностью раскрывает и подготовленного зрителя от понимания пробивает током воздействия мысли.
Шарик с домиком, как у него в детстве и вечной зимой, зимой в душе, зимой в сердце. И лишь та ностальгия его раннего детства может уже согреть его сущность.
Повествование мысли.
Достаток человека, уже зашкаливает от всевозможных ценностей мира. Удовольствия, дворцы и замки, построен искусственный город в самом большом размахе и роскоши. Это всё для мистера Кейна, такого важного и почётного гражданина. Были собраны и привезены все лучшие статуи и произведения искусства. Золото и серебро. Богатства столько, что можно обставить десять всемирных музеев. Животные и птицы, каждой твари по паре, делают его зоопарк самым роскошным, а по аллеям и паркам ходят павлины, вьёт гнёзда фазаны, и поют свои трели соловьи.
Показывая это в своём изложении, настраиваю читателя сначала на картинку, потом на мысль. Как в Библии о царе Соломоне, мудрый Экклезиаст говорит, что это той радости и счастья не принесёт. Всё тленно, из праха и в землю уйдёт. Есть ценности непреходящие, не связанные с материальным миром и руками человека. Сокровища, которые не горят, так как находятся в сердце самом. Оставляющие след в душе намного больший, чем различные драгоценные камни и статуи. Идут по фильму завуалированные и многочисленные сноски на Святое писание. Уже откровенно упоминая Ноев ковчег и мавзолей с заготовленными мраморными глыбами для собственной гробницы в лучших традициях царей и фараонов.
Размышление о фильме.
С цинизмом и едкой шуткой показана дальнейшая середина фильма. Под лозунгом –«Убейте меня, пока я счастлив». Самодовольная ирония идёт в ногу с трудными перипетиями жизни, оставляя след с налётом лёгкости.
Родившейся и росший в нищете гражданин, пробивает себе дорогу на самый «верх». Во владениях Кейна, по сути, оказался весь окружающий его мир, ставя его одним из самых богатых людей в мире. Чутьё и присущая хватка является той необходимой частью жизни, которая добивается успеха. Кардинальные изменения на примере редакции газеты, показывают свежий взгляд и новый подход действий, выведение из затянувшегося «болота». Изменения устава и правил влечёт за собой то нужное стремление и перспективы, которые так необходимы для дальнейшего продвижения. А преданность политической мишуре выявляет ту продажность, чьи мотивы идут в разрез любой идеи. Со своим смыслом улавливается кузница кадров и её предназначение, в становлении потом президентами и верховными вождями в других странах. Но, при нужном управлении, режиме контроля, «дёргая за ниточки».
Многогранность повествования показывает политическую игру. Не давая обещаний, их ненужно будет сдерживать. Человек верит только в себя и в свои силы. И переступая чрез преграды, а порой их и вовсе не замечая, идёт гражданин Кейн по карьерной лестнице, показательно воплощая американскую мечту.
Принципы, которые показаны в фильме с одной стороны есть кабала, с другой утверждённая поступь, закон, союз и договорённость, которая и утверждает характер человека.
Различные "наклёпы" и наговоры показаны в высмеивании общества. Манипуляция на различных постах. Мораль и устои всегда правили и остаются править этим миром. Давая любому гражданину, как взлёты, так и падения. Чтобы выше быть склок и недомолвок, гражданин берёт эту критику на себя, как бы подыгрывая и доделывая этот пасквиль, как хотел бы видеть это другой гражданин. Выставляя его стремление в очернении и грязи на суд читателям основной газеты.
Любовь и ненависть народа, исполнение и прихоти, управление властью читается сквозь кадр. Желание любви всесторонне и многолико в стремлении всё большего насыщения общества и гражданина. Политическая идеология в действии и управление словом может вершить судьбы мира. Есть люди коллекционирующие что либо. А есть во множественном числе «гражданин Кейн» коллекционирующий этих людей. «Покупка» одного человека другим является показателем и мерилом гражданина, всё больше находящимся в данном обществе.
В фильме показана любовь не как высшее чувство, спасительная миссия или жертвенная проза бытия …, любовь показана эгоистичная, ненасытная, разрушающая своей силой и навязчивостью в противовес всем библейским законам. Преследуя свои корыстные планы и желания, гражданин Кейн оперирует даже ей. Говоря сквозь фильм, что единственно правильная любовь для каждого гражданина – это любовь его собственная.
Для публичного человека нет ничего хуже, когда публика, народ не понимает его. Чем больше человек общается в обществе и шумной суете многих, тем больше он испытывает одиночество. Ведь нелюдимый, одинокий человек счастлив этим по своей природе, он не испытывает ту потребность в тишине и молчании, которая так нужна всем остальным людям. Одинокий человек живёт своим одиночеством, а известный на обществе гражданин Кейн, всё чаще испытывает эту нужду. Отправляясь на поиски своей юности, ища там умиротворенности и ушедшего счастья.
Профессиональная часть.
Фильм состоит из довольно быстрых тематических эпизодов, как калейдоскоп перетекающих в логическое продолжение. Выставляя цепочку мышления как в интенсивном расследовании, состоящую из фактов и нарезки флэшбэков в показательном виде. Мастерские съёмки и видеоряд, через оптическую призму. Невзирая на великолепную игру актёров, новшества в монтаже кадра, этот фильм за смысл и высказанную человеческую сущность, долгие десятилетия являлся лучшим во всех списках киноакадемий. Значение данного фильма во всём мире очень высоко. Разбирать анализами критики великий фильм, который, до этих пор занимал первые места – смешно, нелепо и рука не подымется. Скажу лишь, что фильм – полностью Орсона Уэллса, в котором он выступил как главный герой, а также сценарист, режиссёр и продюсер. Рассказывает о жизни медиамагната, который и был основателем всей жёлтой прессы. При жизни полной власти, этот магнат, начал настоящую «войну» против режиссёра. И столь вымученный фильм появился намного позже, чем ожидалось. Выявляя свободу и ценность происходящего.
Психология фильма.
Показана грань насыщения и обладания, с годами уходящая чувственность отношений, с которой идут сначала рука об руку. Далее, преобладание эмоций, потом возвышенные чувства, переживания, понимание, в конце - молчание и самодостаточность. В итоге, выливающеюся пустоту совместного проживания. Он и она живут, почти не замечая друг друга. Замкнутость и пустота являет то нечто, которое витает уже в других мирах.
Любой человек хорошее очень быстро забывает, а что-то его не устраивавшее, помнит очень долго. Люди помнят такое, о чём все остальные даже не подозревают. Показана также душевная составляющая красоты, увиденная на короткое время и больше не принадлежащая тебе, но не отпускающая и преследующая тебя всю жизнь.
Богатство ли влияет на величие человека. Если человек не был бы так беден или так богат, он стал бы по-настоящему великим. И в сущности своей человек, как и гражданин Кейн закрыт от окружающих. И открыться и сказать свою истину тяжело, другим непонятно, и многим не под силу. Воспоминания того, что ты сам потерял по жизни, ещё одно неувядающее присутствие, той любимой грусти, которое бывает таким важным.
Заключение.
Простая, старая вещь, которую можно было купить за бедные гроши, как воспоминание и ностальгия по тому беззаботному и счастливому времени, даёт то необходимое состояние, которое ценится выше всех благ на свете.
Жизнь человека трудно объяснить словами, как и загадку по фильму «Розового бутона». Также как трудно уместить в коротком метраже 70 лет человеческой жизни.
Послесловие.
«Кто никогда не совершал безрассудств, тот не так мудр, как ему кажется» - Ларошфуко.