Денни Бойл, совершив паломничество в индийские трущобы и в американские каньоны, пройдя испытание Лондонской Олимпиадой, кажется, окончательно возвращается на родную почву и к своим истокам, только уже утратив британскую девственность в браке с мировым кинематографом.
«Транс» — отличный современный криминальный триллер с «толстой» психологической подкладкой. Вроде бы ищем в соответствии с канонами криминального жанра украденную на аукционе картину, но ищем ее в подсознании аукциониста Саймона (Джеймс МакЭвой), поскольку ограбление пошло не по плану и Саймон впал в амнезию. Поисками занимается гипнотерапевт Элизабет Лэмб (Розарио Доусон), а присматривает за всем происходящим собственно заказчик ограбления лондонский гангстер Фрэнк (Венсан Кассель) и его личный «спецназ». Коль скоро речь в фильме идет об аукционе и картинах, позволю себе сравнение «в тему». Фильм похож на многослойное полотно. Снимаем верхний слой с пейзажем, под ним жанровая сценка, снимаем дальше — натюрморт, в самом низу — портрет Обнаженной Дамы. Портрет Розарио Доусон кисти Денни Бойла, точнее его камеры.
Почти весь фильм проходит в рамках гипнотерапевтических практик доктора Лэмб. Если на старте картины отличить сеанс транса от реальности проще простого, то с продвижением в глубь истории это становится все сложнее. Даже при том, что авторы стараются маркировать две параллельные реальности визуально и делают это превосходно. В реальном мире абсолютно четкая и ясная картинка, мир транса наполнен тенями, отражениями, сложной геометрией пространства и прочими зыбкостями. Чем глубже в историю, тем яснее понимаешь, что кража картины и ее поиски — рябь на поверхности глубокого водоема, а доктор Лэмб не наугад выбранный из справочника гипнотерапевт, а прихотливым образом едва ли не первопричина всей происходящего.
Главные персонажи картины образуют прихотливый психологический треугольник, цементируемый одновременно любовью, ненавистью, обманом, страхом, соревновательностью, взаимным манипулированием и бог знает чем еще. Самое сильное звено в этом треугольнике доктор Лэмб. По мере развития истории она из милейшей дамы с кроткой фамилией (lamb — ягненок), облегчающей пациентам жизнь, трансформируется в доминирующую и магнетическую женщину-вамп, едва ли не ведьму, ведущую свою многоходовую и давнюю игру. Криминальный талант, демон и мастер психологии в одном флаконе. Денни Бойл и оператор Энтони Дод Мантл мастерски поколдовали над магнетизмом образа Элизабет и камера буквально занимается с ней любовью. Розарио выглядит изысканной, независимой, стильной, лощёной, царственной, чувственной, гипнотически сексуальной, в общем, Женщиной, которая... смотрит несколько свысока и несколько бесстрастно на пьесу собственного сочинения, уверенная в устраивающем ее финале. У Дени Бойла определенно страсть к экзотическим женщинам (Дженна Джи «Strumpet», Наоми Харрис «28 дней спустя», Фрида Пинто «Миллионер из трущоб»).
Джеймс Макэвой продолжает свое восхождение вверх по лестнице ведущей вниз. Пай-мальчик возмужал до ролей плохих парней — крутой коп Макс Левински в «Добро пожаловать в капкан», уже совсем продажный коп и наркоман Робертсон в грядущем фильме «Грязь». В «Трансе» его герой довольно многообразен: служащий аукциона оказывается маниакальным игроком, из абсолютной безответности его бросает в крайнюю агрессивность, из апатии в кипучую креативность. Для Элизабет он явно простоват, небрежен и навязчив по причине закомплексованности. Но он принадлежит к тем 5% человечества, которые легко входят в транс и так же быстро из него выходят, именно поэтому он в игре.
Венсан Кассель в отличие от Элизабет и Саймона очень цельный персонаж. Сразу же обрушивает на зрителя весь свой роковой французский шарм, больше похож не на лондонского бандита, но на бизнесмена на ниве криминала. И на аукционе выглядит со своей весьма франтовской компанией не как грабитель, но как коллекционер и камертон стиля. При такой расстановке сил Саймон vs Фрэнк, казалось бы, трудно сомневаться на чьей стороне будут симпатии Элизабет, тем не менее вопрос остается открытым до финала. Кассель говорит, что актер на 85% актриса и что суть съемок для него - «процесс обольщения» и разжигания страсти к своей персоне. Это удается ему превосходно, хотя играет он чаще злодеев.
Фильм совершенно прозрачен вопреки некоторой запутанности сюжета, визуальный ряд роскошен и в описании пространства, и в проникновенной подаче персонажей. Не менее проникновенно камера рисует Лондон, улицы и апартаменты, ночной Лондон, с дорожными развязками в виде сложных геометрических фигур. В фильме мощнейший саундтрек и не отпускающий драйв.
Фильм зацепил не всех зрителей. В числе претензий к Бойлу звучит размывание жанра вместо его развития, местами излишнее разжевывание деталей вместо более уместных намеков, несколько тормозящая концовка. И даже претензия в перефразе «Помни» и «Начало» Кристофера Нолана. Я, например, от Нолана не увидела ничего, это совсем другой стиль. И при всех возможных претензиях фильм получился стильный, эстетский, равно авторский и мейнстримовый, «черный триллер» с эмоциональными и агрессивными героями.