KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия к фильму "Темный рыцарь" от Constance

Притча о Хаосе

Когда «Темный рыцарь» стартовал в Штатах в 2008, зрители выходили из зала и тут же брали билет на следующий сеанс. Действительно, Кристофер Нолан и коллеги так щедро насытили историю деталями, смыслами, двойственностью, что ухватить все разом не представлялось возможным. Моей первой реакцией было: какой великолепный сочный «любовный треугольник» они закрутили между Джокером, Бэтманом и Харви Дентом. С тех пор пересматривала фильм бессчетное количество раз, помню почти наизусть. Но всегда воспринимала его как самостоятельную историю, но не часть трилогии. В «Темном рыцаре» на сцену Готэма на время выходят Харви Дент и Джокер, чтобы в третьей части вновь уступить место истории Рас Аль Гула.

2008й вошел в исторические анналы Готэма как год Харви Дента, окружного прокурора и Белого Рыцаря. Но для горожан он стал также годом Великого Хаоса* благодаря Джокеру, анархисту-одиночке и сумасшедшему клоуну.

Джокер появился из ниоткуда, ни имени, ни истории, ни друзей, ни целей, ни правил, ни страха... и никто не рискнет переходить ему дорогу. Он вне логики, парит над ситуацией, ему нравится Хэллоуин нон-стоп и мир в огне. Взрывает, стреляет, носится по городу на школьных автобусах, большегрузных фурах, полицейских машинах. Вносит смуту в налаженный обиход города и провоцирует всех подряд готэмцев. Зачем?

Он сам неплохо сформулировал это в монологе у постели Харви Дента: «Я похож на человека, у которого есть план? Я пес, бегущий за машиной. Я бы не знал, что делать, если бы догнал... У мафии есть план, у полиции есть план, у Гордона есть план. Они планировщики, пытаются контролировать свои тесные мирки. Я пытаюсь показать, насколько жалки их попытки все контролировать... Совсем немного анархии и все вокруг повергается в Хаос. Знаешь, что является основой хаоса? Это страх».

Джокер брошен в мир Готэма как будто намеренно для того, чтобы проверить на прочность жизнеспособность, правила, принципы, кодексы, порядок** этого мира, которые, оказывается, мгновенно забываются при опасности. Он играет с Бэтманом, выставляя его в самом неприглядном свете, делая его ответственным за свои собственные безумства в Готэме и пророча ему будущее психа, которого завтра выкинут за непригодностью. Он играет с Харви Дентом, лучом света в темном царстве Готэм-сити, провоцируя его демонов и отбирая у горожан последнюю надежду на солидную благопристойность закона. И оба не разочаровывают и даже дополняют его — чего стоит одна инсценировка, где Дент занял место народного мстителя Бэтмана, который никак не хочет показать свое истинное лицо. Этот эпизод Хаоса с одинаковым энтузиазмом «планировали» не сговариваясь Кристофер Нолан, Джокер, Джим Гордон, Харви Дент и Бэтман. Джокер играет и с Джимом Гордоном, все время оказываясь на шаг впереди и выставляя его некомпетентным простаком. Играет с мафией, которая по его меркам слишком мелко плавает и заслужила наказание в лице Бэтмана.

Все персонажи Готэма балансируют на границе темной и светлой стороны силы, показывая призрачность этой границы между тенью и светом, хаосом и порядком. С Двуликим Харви и Уэйном-Бэтманом все достаточно определенно, они как никто оживляют слоган «И смутился дьявол и ощутил как ужасно добро» («Потерянный рай» Джона Милтона) . Но двойственность характеризует и Гордона, который закон и порядок поддерживает силами полицейских, уличенных в коррупции, и безумного мстителя. И Люциуса Фокса, который далек от политики и занят чистой наукой, но неизбежно втягивается Брюсом в незаконные игры, нарушающие гражданские свободы. Альфред по отечески переживает за Брюса Уэйна, желая ему безоблачного простого счастья, поэтому вынужден поддерживать террориста Бэтмана, хотя далеко не в восторге от его ночных похождений.

В Темном рыцаре в сравнении с первым и третьим фильмами больше света, цвета, меньше классики и больше своеобразного фейерверка, роднящего его с марвеловскими фильмами. Главная радуга Джокер — алый рот на снежно-белом лице, лиловое кромби, зеленая жилетка, голубая рубашка, по случаю рыжий парик, карнавальные визитки. Хит купается в роли, он чудовище, но какое непревзойденно яркое чудовище. Которому в сущности нужно только, чтобы Бэтман снял маску. Его безумному анархическому веселью можно противопоставить только такого же уровня хаос.

Джокер ипостась Бога Локи, и все неуправляемое коварство обоих сродни импульсивным детским проказам, идущим от желания внимания и указывающим взрослым на их слабые стороны и просчеты. Джокер носит маску Локи. Этой чести удостаивались еще два кино-персонажа в обозримом времени — Стэнли Ипкисс и Эрик Дрэйвен. Ипкисс персонаж комический, но с Эриком Дрэйвеном у Джокера глубокое и неслучайное родство. Оба «призрачные» одиночки, устраивают дьявольский фейерверк в мрачном городе, некоторые кадры в «Вороне» и «Темном рыцаре» похожи на один и тот же фильм. Только история Эрика хорошо известна, а Джокер инкогнито, если не считать его безумных баек. Кристофер Нолан не счел уместным намекать на драму, которая стоит за его безумствами. В судьбе Хита Леджера и Брэндона Ли также много мистических совпадений, как и в их героях: оба ушли по нелепой случайности на творческом взлете в возрасте 28 лет, не посмотрев свои фильмы и в полном неведении, каких культовых персонажей создали.

В фильме безупречный актерский состав. Майкл Кейн и Морган Фриман добавляют истории философского спокойствия и иронии. Безупречная выдержка Джима Гордона почти заставляет забыть о той галерее собственных безумцев, которая стоит за спиной Гари Олдмана. Аарон Экхарт в роли Харви как нигде излучает харизму и энергию; его волевой подбородок смотрелся бы не менее круто с маской Бэтмана, чем Кристиана Бейла. Хит Леджер творил своего Джокера как схимник в келье, отрезав себя от суеты. Возможно так же и сам Джокер бредил своими замыслами в какой-то тихой келье в Готэме. «Домашними заготовками» не обошлось и импровизации Хита в кадре вошли в окончательный монтаж, в том числе момент, где Джокер присоединяется к аплодисментам в адрес Джима Гордона в полицейском участке.

Фильм образец стиля, вкуса, идеально гармоничен и безупречен в мельчайших деталях. Кинематографисты многократно отметили высокий профессиональный уровень проекта по всем позициям: режиссер, оператор, сценарий, музыка, лучший образец жанра, лучший крупнобюджетный проект, грим, костюмы, визуальные эффекты, монтаж звука, роли второго плана; лучший каскадерский состав. Наконец, Оскар, Золотой глобус, премия Британской академии, премия Гильдии актеров за лучшую роль второго плана Хиту Леджеру.

Хорошо понимаю, почему в рейтингах лучших фильмов всех времен верхние позиции занимают обычно «Головокружение» Хичкока и «Побег из Шоушенка» Фрэнка Дарабонта. Трудно не принять и не любить классические шедевры. Но Темный рыцарь в моем личном рейтинге нисколько им не уступает.

P.S. Все время вспоминаю, что Джокер так и остался висеть вниз головой в Готэмской ночи.


Примечание.
*Хаос — высшая форма порядка, неравновесная система, параметры которой описывают мир куда более полно, чем параметры упорядоченной системы.
**Порядок — замершая на мгновение жизнь, которая делает глубокий вдох, прежде чем ринуться в очередную авантюру.
Автор: Constance
19.08.2013
Оценка читателей: 9,41 из 10 (голосов: 34)
Страница фильма: Темный рыцарь

Новинки кино:

У франшиз "Чужой" и "Мстители" появился кроссовер
Андроид Дэвид из "Прометея" оказался злодеем во вселенной Марвел
Леди Гага получила роль во втором сезоне сериала "Уэнсдэй"
Звезда "Джокера 2" снимется в популярном сериале Нетфликс
Фильму "Миссия: Красный" с Дуэйном Джонсоном грозит провал
Боевик, вероятнее всего, повторит судьбу "Черного Адама"
Актриса Ева Лонгория вывезла семью из "мрачных США"
Звезда "Отчаянных домохозяек" больше не считает США хорошим местом для жизни
Лучшие российские и зарубежные сериалы ноября 2024 года
"Дайте шоу", "Молот ведьм", "Дюна: Пророчество", "Департамент", "Дети перемен"
Рецензия на фильм "Гладиатор 2". Цирк с конями
Любители истории Древнего Рима и фильма "Гладиатор" явно заслуживали большего