Когда «Темный рыцарь» стартовал в Штатах в 2008, зрители выходили из зала и тут же брали билет на следующий сеанс. Действительно, Кристофер Нолан и коллеги так щедро насытили историю деталями, смыслами, двойственностью, что ухватить все разом не представлялось возможным. Моей первой реакцией было: какой великолепный сочный «любовный треугольник» они закрутили между Джокером, Бэтманом и Харви Дентом. С тех пор пересматривала фильм бессчетное количество раз, помню почти наизусть. Но всегда воспринимала его как самостоятельную историю, но не часть трилогии. В «Темном рыцаре» на сцену Готэма на время выходят Харви Дент и Джокер, чтобы в третьей части вновь уступить место истории Рас Аль Гула.
2008й вошел в исторические анналы Готэма как год Харви Дента, окружного прокурора и Белого Рыцаря. Но для горожан он стал также годом Великого Хаоса* благодаря Джокеру, анархисту-одиночке и сумасшедшему клоуну.
Джокер появился из ниоткуда, ни имени, ни истории, ни друзей, ни целей, ни правил, ни страха... и никто не рискнет переходить ему дорогу. Он вне логики, парит над ситуацией, ему нравится Хэллоуин нон-стоп и мир в огне. Взрывает, стреляет, носится по городу на школьных автобусах, большегрузных фурах, полицейских машинах. Вносит смуту в налаженный обиход города и провоцирует всех подряд готэмцев. Зачем?
Он сам неплохо сформулировал это в монологе у постели Харви Дента: «Я похож на человека, у которого есть план? Я пес, бегущий за машиной. Я бы не знал, что делать, если бы догнал... У мафии есть план, у полиции есть план, у Гордона есть план. Они планировщики, пытаются контролировать свои тесные мирки. Я пытаюсь показать, насколько жалки их попытки все контролировать... Совсем немного анархии и все вокруг повергается в Хаос. Знаешь, что является основой хаоса? Это страх».
Джокер брошен в мир Готэма как будто намеренно для того, чтобы проверить на прочность жизнеспособность, правила, принципы, кодексы, порядок** этого мира, которые, оказывается, мгновенно забываются при опасности. Он играет с Бэтманом, выставляя его в самом неприглядном свете, делая его ответственным за свои собственные безумства в Готэме и пророча ему будущее психа, которого завтра выкинут за непригодностью. Он играет с Харви Дентом, лучом света в темном царстве Готэм-сити, провоцируя его демонов и отбирая у горожан последнюю надежду на солидную благопристойность закона. И оба не разочаровывают и даже дополняют его — чего стоит одна инсценировка, где Дент занял место народного мстителя Бэтмана, который никак не хочет показать свое истинное лицо. Этот эпизод Хаоса с одинаковым энтузиазмом «планировали» не сговариваясь Кристофер Нолан, Джокер, Джим Гордон, Харви Дент и Бэтман. Джокер играет и с Джимом Гордоном, все время оказываясь на шаг впереди и выставляя его некомпетентным простаком. Играет с мафией, которая по его меркам слишком мелко плавает и заслужила наказание в лице Бэтмана.
Все персонажи Готэма балансируют на границе темной и светлой стороны силы, показывая призрачность этой границы между тенью и светом, хаосом и порядком. С Двуликим Харви и Уэйном-Бэтманом все достаточно определенно, они как никто оживляют слоган «И смутился дьявол и ощутил как ужасно добро» («Потерянный рай» Джона Милтона) . Но двойственность характеризует и Гордона, который закон и порядок поддерживает силами полицейских, уличенных в коррупции, и безумного мстителя. И Люциуса Фокса, который далек от политики и занят чистой наукой, но неизбежно втягивается Брюсом в незаконные игры, нарушающие гражданские свободы. Альфред по отечески переживает за Брюса Уэйна, желая ему безоблачного простого счастья, поэтому вынужден поддерживать террориста Бэтмана, хотя далеко не в восторге от его ночных похождений.
В Темном рыцаре в сравнении с первым и третьим фильмами больше света, цвета, меньше классики и больше своеобразного фейерверка, роднящего его с марвеловскими фильмами. Главная радуга Джокер — алый рот на снежно-белом лице, лиловое кромби, зеленая жилетка, голубая рубашка, по случаю рыжий парик, карнавальные визитки. Хит купается в роли, он чудовище, но какое непревзойденно яркое чудовище. Которому в сущности нужно только, чтобы Бэтман снял маску. Его безумному анархическому веселью можно противопоставить только такого же уровня хаос.
Джокер ипостась Бога Локи, и все неуправляемое коварство обоих сродни импульсивным детским проказам, идущим от желания внимания и указывающим взрослым на их слабые стороны и просчеты. Джокер носит маску Локи. Этой чести удостаивались еще два кино-персонажа в обозримом времени — Стэнли Ипкисс и Эрик Дрэйвен. Ипкисс персонаж комический, но с Эриком Дрэйвеном у Джокера глубокое и неслучайное родство. Оба «призрачные» одиночки, устраивают дьявольский фейерверк в мрачном городе, некоторые кадры в «Вороне» и «Темном рыцаре» похожи на один и тот же фильм. Только история Эрика хорошо известна, а Джокер инкогнито, если не считать его безумных баек. Кристофер Нолан не счел уместным намекать на драму, которая стоит за его безумствами. В судьбе Хита Леджера и Брэндона Ли также много мистических совпадений, как и в их героях: оба ушли по нелепой случайности на творческом взлете в возрасте 28 лет, не посмотрев свои фильмы и в полном неведении, каких культовых персонажей создали.
В фильме безупречный актерский состав. Майкл Кейн и Морган Фриман добавляют истории философского спокойствия и иронии. Безупречная выдержка Джима Гордона почти заставляет забыть о той галерее собственных безумцев, которая стоит за спиной Гари Олдмана. Аарон Экхарт в роли Харви как нигде излучает харизму и энергию; его волевой подбородок смотрелся бы не менее круто с маской Бэтмана, чем Кристиана Бейла. Хит Леджер творил своего Джокера как схимник в келье, отрезав себя от суеты. Возможно так же и сам Джокер бредил своими замыслами в какой-то тихой келье в Готэме. «Домашними заготовками» не обошлось и импровизации Хита в кадре вошли в окончательный монтаж, в том числе момент, где Джокер присоединяется к аплодисментам в адрес Джима Гордона в полицейском участке.
Фильм образец стиля, вкуса, идеально гармоничен и безупречен в мельчайших деталях. Кинематографисты многократно отметили высокий профессиональный уровень проекта по всем позициям: режиссер, оператор, сценарий, музыка, лучший образец жанра, лучший крупнобюджетный проект, грим, костюмы, визуальные эффекты, монтаж звука, роли второго плана; лучший каскадерский состав. Наконец, Оскар, Золотой глобус, премия Британской академии, премия Гильдии актеров за лучшую роль второго плана Хиту Леджеру.
Хорошо понимаю, почему в рейтингах лучших фильмов всех времен верхние позиции занимают обычно «Головокружение» Хичкока и «Побег из Шоушенка» Фрэнка Дарабонта. Трудно не принять и не любить классические шедевры. Но Темный рыцарь в моем личном рейтинге нисколько им не уступает.
P.S. Все время вспоминаю, что Джокер так и остался висеть вниз головой в Готэмской ночи.
Примечание.
*Хаос — высшая форма порядка, неравновесная система, параметры которой описывают мир куда более полно, чем параметры упорядоченной системы.
**Порядок — замершая на мгновение жизнь, которая делает глубокий вдох, прежде чем ринуться в очередную авантюру.