Когда Дэвид Кроненберг снимал свой «Космополис», пресса активно обсуждала, возможно, в порядке промоушена, что, наконец-то в 3м тысячелетии появится фильм о 3м тысячелетии — о миллиардных империях, финансовых гениях, финансовых крахах в режиме split-second и т.д. Фильм получился не блестящим и строго говоря не первым в жанре «финансового триллера». «Социальная сеть» Дэвида Финчера и «Уолл-Стрит: деньги не спят» Оливера Стоуна вышли еще в 2010, «Предел риска» (номинация на Оскар за лучший сценарий) Дж.С.Чендлера в 2011, «Порочная страсть» Николаса Джареки в том же 2012, а «Август» Остина Чика и вовсе в 2008. Не все фильмы одинаково увлекательны, но современные истории корпоративных войн, технического шпионажа, огромных «виртуальных» состояний, обеспеченных исключительно джентльменским соглашением (весьма зыбкий фундамент, когда речь идет о Больших Деньгах) не менее интригующи в своем роде, чем боевики или фантастика.
Прогнозировать заранее, насколько будет удачным фильм «Паранойя», не представлялось возможным. По той причине, главным образом, что режиссер Роберт Лукетич до этого проекта снимал в основном комедии, довольно веселые («Киллеры», «Голая правда»). Хотя в его фильмографии есть и отличный триллер «Двадцать одно» по документальной истории Бена Мезрича о математиках, обчистивших казино Вегаса на астрономическую сумму.
Главный герой Адам Кессиди идеальный молодой американец. Красавец, умница, заботливый сын отца-пенсионера, хороший друг, работает в крупной телекоммуникационной компании, последовательно и терпеливо (происхождение подвело!) делает все, чтобы пробиться на самый верх. Однажды терпение подводит его, взрывной характер вырывается наружу и эта ошибка переворачивает всю его жизнь. Он оказывается втянутым в давние разборки президентов двух коммуникационных корпораций, бывших друзей и партнеров. Это не его лига, правила игры он осваивает на ходу, в том числе с помощью корпоративного психолога (неплохая роль Эмбет Дэвидц). Быстро понимает, что какая бы из воюющих сторон не одержала верх, его судьба незавидна, более того, все близкие подвергаются опасности. Единственный выход — быть в этой хитрой игре на пару шагов впереди игроков экстра-класса. Дерзайте, юноша, это игра на выживание!
Боссов компаний играют Гари Олдман и Харрисон Форд. В сущности они мало отличаются друг от друга, оба квинтэссенция алчности и цинизма. Чтобы они уже совсем не сливались для зрителя, их разделили по «функциональности» и темпераменту. Персонаж Гари Олдмана главный изобретатель и мозговой центр на ниве коммуникаций и крайне вспыльчив. Персонаж Форда блестящий менеджер и флегматик. Особой глубины в персонажах нет, но видеть Олдмана и Форда одновременно в кадре и следить за их «шахматной партией» забавно. Для обоих это больше развлечение, чем серьезная работа.
Лиам Хемсворт нисколько не теряется на фоне классиков. Говорят, что высокий дух позволяет смотреть на жизнь сверху вниз. Высокий рост, как у Лиама, тоже определяет некоторую дополнительную уверенность и даже снисходительность. Это всегда притягивает внимание. У него довольно универсальный актерский потенциал и одинаковая органика и в драматических, и в мелодраматических, и в экшен координатах. Хорошо смотрится и на светской вечеринке в одежде от кутюр, и в бассейне, и в интимных сценах с Эмбер Херд, и на утренней пробежке.
Эмбер Херд отведена роль молодой леди, почти «железной», которая делает успешную карьеру в жестком мужском мире. Запоминается она, конечно, не этим, а своим романом с главным героем. Их «официальное» знакомство после случайной встречи, не предполагавшей продолжения, вызывает ассоциации с аналогичным сюжетным ходом в «Дикой орхидее». Как всегда очаровательна, энергична, уверена в себе, излучает соблазн, с Лиамом у них сложился прекрасный дуэт. Но в «Ромовом дневнике» она была на порядок ослепительнее и неотразимее.
В небольших ролях второго плана Джулиан МакМаон и Джош Холлоуэй (доктор Кристиан Трой из сериала «Части тела» и Джеймс из сериала «Остаться в живых»), их присутствие безусловно должно подогревать интерес поклонников ТВ экрана. В роли отца Адама Ричард Дрейфусс, еще один классик старшего поколения и еще одна приманка для киноманов.
К сожалению хорошего триллера с напряженной интригой, неопределенным по последнего момента финалом, многослойными персонажами не получилось. С самого начала история предсказуема и внутренняя пружина слабовата. Техническую и технологическую часть сюжета, их правдоподобность, диалоги, насыщенные технической терминологией, оценить трудно и, наверное, не нужно. Жаль, что предсказуемость событий существенно ослабляет драматическое напряжение и вся история больше походит на мелодраму. И для актерских шедевров сценарий пресноват, хотя свой колорит в актерских работах есть.
В фильме отличный оператор, британец Дэвид Тэттерсолл, работавший с лучшими режиссерами — Джорджем Лукасом, Фрэнком Дарабонтом, Мартином Кэмпбеллом, Ли Тамахори. Картинка в фильме если не блестящая, то очень добротная, с некоторыми специальными визуальными изюминками.
Главный слоган фильма: В мире не осталось ничего оригинального, все крадут друг у друга. Мораль история предлагает свою и вполне определенную, но намекает также и на то, что опыт «сын ошибок трудных», но без него не обойтись. Фильм скорее одноразовый для особо любопытных.