Энтони (Тони) Скотту принадлежит не просто страница, но целая глава в истории кинематографа, даже если не считать его и Ридли активную продюсерскую деятельность в Scott Production. В начале своей карьеры он снял очень и очень недооцененный фильм Голод, красивую и эстетскую историю о вампирах с иконами стидя Дэвидом Боуи и Катрин Денев. Спустя время Джерри Брукхаймер и Дон Симпсон благословили его на боевики, многие из которых до сих пор остаются классикой: Лучший стрелок и Дни Грома, которые Тома Круза сделали звездой action жанра; Последний бойскаут, где Брюс Уиллис сыграл одну из своих лучших ролей.
Потом были триллеры. В политическом триллере Багровый прилив драматизма действию добавляет блестящий актерский дуэт Джина Хекмана и Дензела Вашингтона. С последним у Тони Скотта сложился продуктивный творческий тандем и они сделали вместе несколько фильмов, среди которых нельзя не отметить криминальный триллер Гнев, одинаково сильный и в плане интриги и в плане изобразительных решений. Культовой стала лента Нереальная любовь по сценарию Квентина Тарантино, в которой, сколько ни пересматривай, Тони Скотт полностью заслонил собой Тарантино.
Фильм Месть стал не самым успешным в прокате, что лишний раз доказывает, что кассовые сборы не всегда хороший камертон художественного качества работы. Он тем не менее одна из самых пронзительных историй о любви в кинематографе и блестящий триллер, в который вложено много души, с участием звезд Энтони Куинна и Кевина Костнера и тогда еще не слишком известной Маделин Стоу. Кевин Костнер уже был популярен, но еще не получил свой Оскар за Танцы с волками. Зато 74-летний Энтони Куинн был тогда, наверное, самым известным мексиканцем в кино.
Коротко суть истории: Джей Кокрэн, молодой летчик-ас, увольняется из ВВС США и в качестве небольших каникул отправляется в Мексику погостить у старинного приятеля Тибурона («Акулы») Мендеса, богача, политикана, мафиози и жуира — молодая жена Мирея годится ему едва ли не во внучки. Но Мендес милый человек, хороший друг и по-своему джентльмен несмотря на волчий этикет своего окружения. Встреча Джея и Миреи была предопределена свыше, это не просто магнетическое притяжение с первого взгляда, это любовь всей жизни. Оба искренне привязаны к Тиби, уважают его и стараются противостоять судьбе, но тщетно. Мендес в свою очередь глубоко любит обоих, в душе даже готов быть отечески снисходительным, но вынужден поддерживать реноме альфа-самца. [Энтони Куинн здесь играет Монарха, который жестко правит своей империей и ради ее незыблемости принимает саморазрушительное решение, последствия которого вынести может только очень сильный человек.] После мафиозной разборки в духе мексиканского гостеприимства Джей чудом остается жив и вступает на тропу войны. Он тоже альфа-самец и мстит за свою женщину. Все три персонажа получились живыми и многомерными.
Тони Скотт мастер триллера. Здесь каждый момент напоен ожиданием нового поворота событий, который предугадать невозможно. Невозможно в том числе и благодаря двойственности взаимных отношений участников этого треугольника. Между Кокреном и Мендесом не просто соперничество, но беспощадная война на уничтожение, тем не менее оба воюют с открытым забралом и до конца остаются людьми чести во имя бывшей дружбы. Джей в начале фильма произносит реплику: ничто не вечно кроме разве что дружбы. Этот мотив проходит сквозь весь фильм до финала и Скотт постоянно подпитывает его мелкими деталями.
Фильм чем-то перекликается с Вороном Алекса Пройаса. Здесь нет, разумеется, такой стильной готики, но мрачного напряжения и брутальности хватает с избытком, а Джей вернулся с того света, как и Эрик Дрэйвен, только чтобы покарать зло. При всей брутальности и жесткости Месть, как и Ворон, остается романтической и, вопреки всему, оптимистической историей любви, какие в наше время уже редки.
Картина красива и съемки волшебные. Дикие мексиканские просторы, ослепляющее солнце, такие же жаркие страсти, этнический колорит, целая галерея ярких персонажей (гринго-торговец лошадьми — Джеймс Гэммон; рок певица — Салли Киркленд, правая рука босса — Томас Милиан...). Много кадров без преувеличения для хорошего фотоальбома: монастырь на закате; тенистые аллеи с бликами солнца; Мирея, возвращающаяся с конной прогулки; танцующий Мендес... В начале фильма Джей совершает прощальный полет в стиле Top gun (Тони не мог отказать себе в удовольствии).
Сцены Джея и Миреи дышат утонченной эротикой и томной неспешностью. У Кевина Костнера довольно сдержанная и ироничная манера игры. Маделен Стоу скорее тоже интеллигентная интровертка и хрупкий редкий цветок. Но за этой сдержанностью у обоих вулканически страстные натуры и их отношения электризуют экран. Историю сопровождает божественная музыка, с этническими мотивами и сладкоголосой гитарой.
С момента выхода фильма прошло много лет. Тони Скотта и Энтони Куинна нет в живых, большинство участников проекта стали маститыми кинематографистами. Но картина воспринимается так же сочно и ярко как в 1989. Вообще такие фильмы смотрят больше не для того, чтобы писать рецензии, но чтобы обрести гармонию и очиститься от суетности. Будем считать, что это объяснение в любви Тони Скотту.