Мэтр жанра зомби - Джордж А. Ромеро выпустил свой уже не первый фильм про живых трупов. До этого были: «Ночь живых мертвецов» (1968), «Рассвет мертвецов » (1978), «День мертвецов» (1985), «Земля мертвых» (2005), поэтому я был уверен, что старичок Ромеро не подкачает. Не помню с какого именного фильма, но сложилась у меня некая симпатия к картинам, выполненным в «псевдодокументальном» стиле, таким как «Монстро» Мэтта Ривза, «Ведьма из Блэр» Дэниэла Мирика и Эдуардо Санчеса, «Паранормальное явление» Орена Пели, «Репортаж» Жауме Балагуэро и Пако Пласа. Но это ещё и зомби фильм, а в моем понимании, настоящие зомби должны быть тупыми и медленными, как раз, как в «Дневниках мертвецов», поэтому я был просто вне себя от радости, когда вышла эта лента. На мой взгляд, именно эти два жанра, «псевдодокументальное» и «зомби» кино как нельзя лучше взаимодействуют друг с другом. Можно не просто наслаждаться чавкающими плоть зомби, но и практически находиться в гуще событий. И, несмотря на простоту сюжета, я с азартом наблюдал за происходящим на экране…естественно с выключенным светом.
Всё начинается с того, что группа студентов проводит съёмки фильма для дипломной работы в лесу. Ребята снимают сцену нападения зомби, или мумии, на девушку, и в этот момент в мире начинается зомби-апокалипсис, словно всё, что они записывали, превратилось в реальность. Режиссёр в данном фильме показывает не выживание человечества, а проблему человека, Джейсона Крида, который снимает на видеокамеру всё вокруг, не упуская ни единого момента, чтобы показать другим людям во всём мире, как бороться с бедой и выжить. Ради этой цели он готов на всё, даже смотреть сквозь объектив как погибают люди, предпочитая всё записывать, чем оказать помощь. Здесь проходит очень тонкая грань между благородной целью и самовнушением того, что эти съёмки реально помогут кому-то. В остальном сюжет прост…группа людей пытается выжить и прячется в любых защищённых местах – ничего нового для жанра «зомби».
По поводу актёров могу сказать одно - я реально поверил, что они находятся в гуще событий и им действительно страшно…их действия не наигранны. Единственное, что осталось непонятным, как в такой ситуации, когда все вокруг тебя пытаются съесть, можно философствовать, чего только стоит фраза: «Беда не в том, что люди восстают, а в том, что не умирают», я, честно говоря, уже давно бы штаны намочил и ни слова сказать не смог. И таких цитат в фильме весьма много.
Атмосфера в фильме, надо сказать, мрачноватая. Действие фильма происходит в октябре…темные краски природы, ветер, качающий деревья, всё это пронизывает тело холодком вдоль и поперек. Тут создатели фильма добились эффекта присутствия на все 100 %. Музыка…хм, музыка…она есть, такая же жуткая и леденящая, помогающая ещё больше окунуться в происходящее, но её здесь минимум, не подумайте, что это из-за отсутствия фантазии композитора или нехватки бюджета на саундтрек, нет, просто в жанре «псевдодокументалки» она нужна лишь, чтобы ещё больше подчеркнуть происходящее на экране.
На мой взгляд, Ромеро заложил в фильм огромный смысл, который актуален в наше время - взаимоотношения людей. Он показывает, что бояться надо не мертвых, а живых людей, которые совершенно забыли о человеческой сущности. Этот смысл в полной мере раскрывается фразой героини в финальной сцене, где два фермера развлекаются, повесив на дерево двух зомби и отстреливая им головы: «А мы достойны, чтобы нас спасли? Решайте сами!»…