Старый, добрый, тёплый боевик с элементами триллера и любовного этюда в мелодраматичных тонах – что может быть лучше, чтобы скрасить субботний вечер, тем более поколению 80х, выросших на таких вот просмотрах. А таким авторам как ваш верный слуга, ещё и ностальгия по прокрутке на последних видеосалонах. Где в фильме, как в жизни была мода во всю с плакатами, электронным попом и всё большим проявлением Запада, что так смакуется в этом фильме. Свобода выражения!
С восьмидесятых годов киноиндустрия диктовала свои новые вкусы, которые внесли изменения в жанровости, делая, даже боевики и детективы с иронией и шуткой. Вспомним такие же фильмы с продолжением, как «Смертельное оружие». Таким, подбирали и делали «Крепкий орешек», как впрочем, все ранние фильмы с Брюсом Уиллисом. И данный фильм смотрится легко и на одном дыхании. Внеся ту необходимую иронию и юмор, которой порой так не хватало многим жанрам, годами, а то и десятилетиями страдавшими перегруженностью сюжета.
Кстати, о сюжете фильма, в котором есть интрига, юмор, любовная линия и боевик с серьёзными и актуальными, криминальными делами, на художественной основе, можно только восторгаться. Сделать к тому же умное развлечение и смысл повествования очень доступным любому зрителю – это и есть то великое мастерство, которое как фортуна, когда получается, когда – нет. И делают, увы, не многие.
Сюжет довольно прост и натурален в своей подаче. Приезжает на примирение, под Рождество бывший муж, по профессии полицейский из Нью-Йорка, Джон МакКлейн, повидать свою жену и двоих детей. Успевает впритык к праздничному корпоративу. Но, не успевает привести себя в порядок, как нападение бандитов, под террористов на корпорацию, где он и находится в одном здании, меняет его планы, как и личную жизнь. Показывая нам полную трагикомизма историю, которую так мастерски нам рассказали сценарист Стивен де Соуза и постановщик, режиссёр Джон Мактирнан. Они это сделали. Да так, что фильм «Крепкий орешек» стал обладателем кучи наград и номинаций на различных фестивалях, включая «Оскар» по четырём номинациям. Прославилась в данном случае звуковая составляющая и спецэффекты, монтаж и видеоряд, что мы шикарно видим в этом фильме, со сноской 25-летней давности. Тогда ещё не такой знаменитый, но уже известный оператор Ян де Бонт, великолепно сделал съёмку, придавая ей реалистичного ракурса и нужной динамики, делая яркую зрелищность по сюжету.
Отдельно хочется выделить саундтрек этого фильма, сделанный одним из десяти непревзойдённых мастеров за всю киноисторию композиторов – Майклом Кэменом. Он как выдающийся мастер экспериментов, соединял симфонизм и современность, классику и стандарты в причудливые формы и выражение, подчёркивающие данное повествование. Естественно песни и реповые речитативы он не писал, но поставил, как хотели продюсеры, в дань начинающийся моде, что мне и не понравилось.
Безупречно были подобраны все герои, от главных до второстепенных. Многие потом стали известны, как качество роли второго плана и многие эпизоды без них не обходятся. Хочется выделить в противовес Уиллису, главного злодея и главу террористов – Ганса Грубера. Которого без напряжения сыграл один из ведущих британских актёров, Алан Рикман. Он не менее титулованный, чем Брюс Уиллис, но по серьёзности постановок, вплоть до театра, даже выше. Достаточно вспомнить его творение - «Зимний гость» 1997 года, да и «Снежный пирог» 2006 года можно. (Фильмы можно сказать некоммерческие, для подготовленного зрителя или профессионалов). В «Крепком орешке» был дебют в Голливуде, для Рикмана, где он, на очень долгое время закрепил за собой титул идеального злодея в постановках.
Одна составляющая -«Когда Александр увидел на карте свои владения, он заплакал, ибо ему нечего больше покорять». Умность некоторого подтекста, как и его цель в алчности людей, а которой приходит и наказание, в разных видах.
Другая составляющая – семейные ценности, которые здесь показаны в боевом ключе. Главный герой не щадя живота своего, показывает стойкость характера и в тоже время проявления любви к ближнему. Даже врагу, отдаёт последнюю сигарету, заставляя зрителя непросто быть на его стороне, но и пропитаться симпатией и любовью к данному персонажу.
Иронизирующий и поддевающий Брюс Уиллис так полюбился всем зрителям ещё со съёмок сериала «Лунный свет». В «Крепком орешке» был его звёздный час и великолепный бенефис основного супергероя.
Именно герой оптимист с хорошим чувством юмора делает в фильме реальный высший пилотаж сражения и выживания, за которым смотришь неотрывно, переживая за дальнейшим ходом событий. Уже не замечая как включились совсем другие чувства и эмоции, непринуждённые в своей естественности. В тоже время, затрагивая социальные аспекты и бюрократические устои. Показывая, как обычные люди, бывают более толковые, нежели наехавшее начальство.
Приятным делает картину, упоминание в разговорах Джона Уэйна, Грейс Келли и Гарри Купера. Кумиров и настоящих артистов кинематографа золотого века Голливуда, тем самым показывая, что обычные люди не чужды искусства, могут разбираться и в нём.
Босой, раздетый человек сражается с тем, что неприемлемо и портит его жизнь, что рушит его надежды, мечты и уклады. Бросает вызов, армии головорезов и внегласно, всему миру насилия. Показывая всем стремление к борьбе за жизнь, за счастье и семейные ценности. Поэтому весь фильм на нём как логотип жизни – простая семейная майка.