В последние годы киностудии не сильно продуктивны на свежие идеи в фильмах, особенно в боевиках, в которых хочется видеть насыщенные действиями сцены и неожиданные повороты сюжета. И поэтому приходится пересматривать и вспоминать уже проверенную классику 80-х годов. Одной из таковых является лента Джона МакТирнана «Крепкий орешек», режиссера, который также известен всем своей работой в «Хищнике» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Продюсером картины значится Лоуренс Гордон, который уже работал с МакТирнаном.
«Крепкий орешек», как и многие типичные боевики, включает в себя всем известные составляющие: заложники, бандиты, а также герой, который восстановит справедливость. И здесь этим спасителем является Джон МакКлейн, которого безукоризненно сыграл Брюс Уиллис. Эта роль является одной из ярчайших во всей его и ныне продолжающейся звездной карьере.
Киноатмосфера 80-х по-своему уникальна и волшебна. Она до сих пор свежа и во многом интереснее, чем в современных фильмах. Не обделен этим и «Крепкий орешек» - он изобилует интересными персонажами и юмором, который вызовет улыбку даже у заядлых пессимистов.
При упоминании культового фильма, перед глазами сразу возникает образ МакКлейна. Он сразу всем полюбился, и для многочисленных почитателей есть и остается главным героем боевиков.
Все события начинаются в канун Сочельника и Нового года в Калифорнии, куда Джон МакКлейн приезжает к своей семье. Отношения с женой у него напряженные, не так давно они разъехались, и этот визит должен показать, получится ли у них сохранить семью или нет.
Полицейскому из Нью-Йорка чужды манеры и менталитет жителей Калифорнии, и он то и дело всему удивляется: нескромным объятиям влюбленных, целующихся у всех на виду, легкомысленным нарядам окружающих. Первый, с кем знакомится наш герой, это таксист лимузина, который должен доставить Джона к небоскребу Накатоми-Плаза, где располагается офис его жены и где развернутся основные события. Водитель внес небольшую нотку юмора своим бесконечным любопытством и болтливостью. Если задуматься, почти в каждом боевике встречаются такие персонажи, которые оттеняют главного героя, веселят зрителя, а в финале обязательно совершают какой-нибудь важный поступок.
Операторская работа интересна, Ян де Бонт не дает зрителю заснуть. Заманчивый был вид с крыши небоскреба, пар из труб был словно туман, который окутал все вокруг. Основные события происходят в ночное время, и все это под мелодичное звучание скрипки, а нежные переливы колокольчиков не дают забыть о Рождестве.
Сюжет прост и легок: на вечеринку японской корпорации врываются «денежные» террористы, на фоне которых и вырисовываются непростые взаимоотношения между женой и мужем. Также не обошлось без глупых агентов и полицейских, работавших неслаженно, что было только на пользу коварным планам немецкой преступной организации.
Брюс Уиллис сыграл опытного и отважного полицейского. Своими продуманными и уверенными действиями он в одиночку противостоит террористам, не забывая при этом шутить. «Идиоты, я что, пиццу заказываю? Приезжайте, арестуйте меня!» - так эмоционально он высказывается, вызывая своих коллег по резервному каналу на крыше небоскреба.
Брюс сыграл очень естественно и задорно. Чего только стоит тот момент, где он с открытым ртом наблюдает за допросом японца. Или сцена спуска по шахте лифта на ремне, в которой он ощущает себя килькой в консервной банке. Не наблюдалась фальшь в его голосе, когда он яростно осуждал полицейских, уехавших назад.
Экранную супругу Уиллиса сыграла Бонни Беделиа. Миссис Дженеро истинная карьеристка, и на первый взгляд производит впечатление жесткого человека, но внутри она хрупкая и безоговорочно доверяет своему мужу и любит его. Холли по долгу службы заботится о подчиненных, и не боится выдвигать требования бандитам. Она хорошо знает своего мужа и при отсутствии информации делает правильные выводы:
- Как узнать, что Джон жив?
- Да по озлобленному и взбешенному террористу, который места себе не находит.
Все террористы получились колоритными и по-своему оригинальными, но мне запомнился их интеллигентный главарь по имени Ганс. Его сыграл английский актер Алан Рикман, которого все поклонники поттерианы любят и знают как Северуса Снегга. Своими разговорами о роскошной жизни в целом и о костюмах в частности, он дает нам понять, как он любит деньги, особенно чужие. Ганс производит впечатление умного и хитрого человека, но столкнувшись с Джоном, провести он его не может, что добавляет еще одно очко в пользу МакКлейна.
По ходу событий, а с ними прибавившихся обстоятельств и проблем, которые привнес МакКлейн, бандиты временами, казалось, забывали свою основную задачу. Я, кстати, тоже ловил себя на порой на мысли, что не помню их главную цель. Но логический финал расставил все на свои законные места.
Времени с выхода оригинального фильма прошло немало, и мы имели удовольствие увидеть еще несколько серий франшизы «Крепкий орешек». Но именно эта часть дала задел дальнейшим событиям, взяв нужную планку.
Спецэффекты до сих пор смотрятся также свежо и натурально: взрывы в небоскребе впечатляют, а перестрелки вызывают тот же восторг, что и прежде. Заглавные саундтреки Майкла Кэмена мне не особо понравились, но звуковое сопровождение, которое звучало в такт каждому движению героев, вызовет просто феерические ощущения .И все это дополняется интересной и живой актерской игрой.