Документальное кино на Большом Экране – Вещь, несомненно, особенная. Необычная не в силу своей какой-либо незаурядной ценности или, напротив, редкой нелепости самого факта существования такого «жанра», а за счет нескольких отличительных черт другого характера.
В первую очередь это такой фактор как невозможность отнестись к проекту совершенно равнодушно. Это на Телевидении можно смотреть или не смотреть документальные передачи в зависимости от своего вкуса и воспринимать их по настроению, без критики и восторгов, зная, что если их показывают «не для Вас», то у них найдется своя благодарная аудитория. В кинотеатре, так или иначе фильм вызовет определенные эмоции. Причем вполне конкретные.
Другое отличие в том, что смотреть фильм стоит, подготовив себя морально и эмоционально. Даже если ожидания и реальность не будут совпадать, это все равно поможет настроиться на аналитический подход к просмотру подаваемого материала.
Особенно приятно, когда соответствующее настроение создается непринужденно, самими обстоятельствами. Если в качестве «обстоятельств» присутствует Антураж 35-го ММКФ, а в качестве объекта пристального внимания - фильм Марджери Кинмонт «Королевская Коробка С Красками», то тут как ни крути, а высказать свое развернутое мнение придется. Ибо есть, что сказать.
Перманентный настрой на написание рецензии как нельзя кстати. Это летние блокбастеры можно смотреть, расслабившись в кресле, чтобы потом оценивать банальным сравнением с парой сотен аналогичных опусов. Документальное кино такого уровня многим из нас просто не с чем сравнивать. Вот в такой ситуации цепкий взгляд и пытливый ум «рецензента» работают с полной отдачей.
Первое важное замечание – «королевская коробка с красками» - это фильм об искусстве. Второе – это фильм о королевской семье. Третье – сказанное выше - далеко не все, чем можно охарактеризовать фильм.
Но главное, что «Королевская коробка» не оправдала ожиданий. Категорично, да? «Не оправдала» в самом хорошем смысле. Стереотипное представление, навязанное засевшими в голове строчками аннотаций, обещало «экскурсию» по запасникам королевской династии. На деле все оказалось гораздо интереснее.
Фильм сам по себе уникален тем, что поднятая в нем тема до сих пор практически не была известна широкой публике. Может кто-то и знает, что среди многих поколений королевской семьи было немало талантливых живописцев и мастеров графики, скульптуры и прочего изобразительного искусства, но настолько комплексно этот пласт британской монархической культуры никогда не исследовался. Особым дополнением к и так безмерно эксклюзивной концепции является участие самого Принца Уэльского Чарльза. Он-то и поведает нам обо всем, что связано с художественным наследием своей семьи, начиная от событий 500-летней давности, заканчивая вкладом в искусство наших современников из рода Виндзоров.
Действительно, интересно узнать, что члены венценосного семейства могут быть (и были! И есть.) настолько разносторонними и творческими людьми. Фильм дает нам возможность взглянуть на ту часть их жизни и истории, о которой многие даже не задумывались, но об этом стоит поговорить отдельно.
Фильм понравится и любителям искусства, и почитателям исторических изысканий, и визуалам, и эстетам, и просто всем поклонникам документалистики. Он увлекателен. И это даже нельзя ставить под сомнение. Хороший сценарий и грамотная подача истории видны сразу. Завязка в виде отсылки к старинной коробке с красками – весьма удачный ход, который создает нужную интригу. Стильно оформленные титры в начале фильма, живописные пейзажи, кадры работ художников, трогательные рассуждения Принца Чарльза о своих предках, неплохо подобранный саундтрек из классического репертуара и атмосферных эмбиентов – все выглядит очень достойно.
Наверное, не стоит говорить тут о научной стороне проекта – судить нужно людям более осведомленным в этих вопросах. Но если оценить сам фильм с точки зрения простого зрителя – оценка будет достаточно высока. Однако минусы нельзя не отметить.
Среди таких – совершенно непонятный стиль операторской работы. Если отдельные панорамы окрестностей королевского поместья и подобные зарисовки выглядят вполне приятно глазу, а съемки самих произведений искусства вообще заслуживают всяческих похвал, то некоторые моменты вызывают вопросы. Много вопросов.
Конечно, не стоит ждать от такого фильма полетов камеры над долинами и разных пируэтов. Но трясущаяся камера в движении по склонам на прогулке с Принцем Чарльзом – за гранью разумного. Это из тех ситуаций, когда хочется закрыть лицо руками или, извините, попросить принести тазик. И такие эпизоды повторяются с пугающей регулярностью. То же самое можно сказать и о особо (вернее, кошмарно) крупных планах лиц участников фильма – не лучшее решение. А отдельные моменты фильма будто сняты случайно валявшейся на столе камерой. Может принц и не знал, что его снимали? Раздражает и монтаж в паре сцен, но, честно говоря, не так уж бросается в глаза. В принципе, можно списать такие минусы на скромный бюджет и другую ориентированность проекта, но, ЧЕРТ ВОЗЬМИ, фильм достоин лучшей реализации.
Ну и немного о самом просмотре. Как и ожидалось – фильм демонстрировался с оригинальной озвучкой и субтитрами. Единственно правильный вариант. Но сидя в третьем ряду перед экраном невозможно читать субтитры и смотреть фильм одновременно. Не хватает поля зрения. Это очень расстраивает, но к фильму совсем не относится. Радует сама возможность послушать живую речь без корявого дубляжа, а к середине фильма даже начинаешь понимать смысл без субтитров.
На этом хватит говорить о технологии. Интереснее говорить о людях. Главный герой фильма, как было отмечено – Принц Чарльз, будущий король Великобритании, предстает перед нами обычным человеком, что в принципе ожидаемо, но в то же время вызывает довольно теплые чувства. Удивительно, насколько проникаешься всей трогательной привязанностью этого человека к наследию своего рода. Именно на это обращает внимание фильм. Королевский род не только имеет богатую творческую историю, но и еще воплощает в себе яркий пример бережного отношения к своей культуре. Каждый рисунок или полотно в коллекции Виндзоров тесно связан с судьбой своего автора, буквально являясь частичкой его души, что звучит даже не чересчур пафосно в данном случае, а «в самый раз». Истории Королевы Виктории, принцев и принцесс (имена которых запомнить не всем под силу), проиллюстрированные их собственными творениями, создают настолько непривычные, нестереотипные образы членов королевских семей, что хочется поближе ознакомиться с их биографией.
При этом фильм не скатывается на рельсы примитивного пиара британской монархии. Он просто взывает к нашему чувству прекрасного, учит воспринимать мир чуть иначе, да и просто вдохновляет.
Описывать это бесполезно – все сказано в самом фильме или открытым текстом или заложено в том эмоциональном посыле, который, несомненно, дойдет до каждого зрителя, заинтересовавшегося данным фильмом. Увидеть столько замечательных (и это без преувеличения) работ, созданных руками венценосных особ – возможность уникальная, обязательно воспользуйтесь ею.
Не пытайтесь оценивать художественную ценность фильма. Он не претендует на звание шедевра по этому критерию, хотя и очень неплох. Ценность культурологическая выходит на первый план даже при по-обывательски субъективной оценке. Это отличная возможность и получить удовольствие от просмотра, и расширить кругозор, и приобщиться к некой неизведанной доселе частичке истории. Просто узнайте, что может скрываться в маленькой старинной коробке с красками.
…Все. Прерываю поток сознания. В полуночной горячке Скомкать мысли можно и гораздо сильнее, но я не могу быть так жесток с читателями… Не буду заострять внимание на других сторонах проекта. Не буду проводить ненужные параллели, вставлять спойлеры и растекаться по древу об искусстве и культуре – все это есть в самом фильме. Важно другое. Справилась ли режиссер? Безусловно. Могла ли лучше? Пожалуй, да. Стоит ли посмотреть фильм? Да. Понравится ли он Вам? Я бы не зарекся.
Оцениваю фильм на 7 баллов из 10. Может и маловато, но для документалки вполне достаточно.
Но я совершенно не жалею, что потратил вечер именно на этот фильм.