Мне почему-то всегда сложно описать фильм, снятый по комиксу. Потому, что я никогда не читал комиксов ни про одного героя, не смотрел мультсериалов про защитников в маске, а опираться на один лишь фильм, не зная первоисточника всегда затруднительно. Будь-то производство Marvel или DC Comics, а еще сложней написать рецензию на такую картину, когда ее снимает непростой для меня лично режиссер – Кристофер Нолан. Но, тем не менее, я уже давно хотел написать рецензию на фильм Нолана, и думаю что “Темный рыцарь” подходит на эту роль превосходно.
Кристофер Нолан – самый удивительный и, пожалуй, самый специфический режиссер современного кинематографа. Я бы назвал его феноменом современности, вдохновитель и просто гений без лишних слов. Все его картины без исключения имеют очень сильную смысловую нагрузку, продуманный до мелочей сюжет и невероятно большой запас козырей на концовку – всегда непредсказуема и по-своему эпичная. Режиссер, который и сейчас не перестает удивлять зрителя свежими идеями, а их прекрасное воплощение в жизнь заставляет все громче и громче говорить, что он все-таки Гений с большой буквы! Ну а картина “Темный рыцарь” излишнее тому подтверждение этого статуса.
Франшизу о Бэтмене пытались развить много режиссеров, и в кресле успел побывать даже сам Тим Бёртон. Как для молодого поколения, так впрочем, и для старшего его фильм целиком подошел. В своем мрачноватом и где-то комичном стилем Бёртон поставил некую планку, возвысив Бэтмена чуть ли не до небес. Как не странно вторая часть смогла удержать ту самую планку и не свалится ниже. Но дальше пошла смена режиссеров, сценаристов и, в конце концов, начали штамповать полную бредятину. Никакого изыска, своего стиля, своей души фильм не получил – одно лишь разочарование. Окончательно добила серию картина Джоэла Шумахера “Бэтмен и Робин”, после чего создатели решили отказаться от последующих экранизаций, обосновывая тем, что картину ждет очередной провал.
И вот после длительного “застоя” в строй Бэтмена решил вернуть уже известный всем нам режиссер и сценарист Кристофер Нолан…
“Темный рыцарь” – вторая часть из трилогии Нолана, в которой находится самый сок таланта режиссера – это “золотая середина” данной трилогии. Самая серьезная, самая интересная и, на мой взгляд - самая эпичная. Стиль Нолана прослеживается уже с первых минут. Нам сразу показывают темную сторону города Готэма, его приступный мир – который сулит в основном только хаос. События в фильме развиваются своим ходом, неспешно (это еще одна черта Нолана) для того, чтобы зритель полностью погрузился и вник в атмосферу фильма, а также в ситуацию, с которой столкнулся герой. Преступность в городе зашкаливает, и во главе всего этого “мафиозного хаоса” стоит на первый взгляд псих, который решил поставить город на колени. Лицо у него со шрамами и полностью разрисовано, волосы выглядят слегка жирными, а манера изложения странновата - его зовут Джокер.
Персонаж Джокера получился очень индивидуальным, насыщенным и интересным. А все благодаря феноменальной игре Хита Лэджера, игра которая покорила всех без исключения, светлая ему память… Джокер – это носитель хаоса, он его порождает, он его продвигает, и ужас который идет за ним очень большой. Он грабит, убивает, снимает на камеру, а потом и транслирует свои издевательства над людьми, которые ни в чем не виноваты. Он – зверь в человеческом облике: неконтролируемый, психически болен из-за своего не самого лучшего детства. Лэджеру как никому другому удалось полностью раскрыть своего героя, показать его сложный характер и своеобразные взгляды на окружающую среду. Кстати, а знаете ли вы, откуда у него шрамы на лице? Ох, у него на этот повод много историй…
Брюс Уэйн - миллиардер, который решил стать супергероем и начать борьбу с преступным миром в своем любимом городе. Его Альтер Эго старается поднять ставки в борьбе с криминалом, и кидает вызов мафии, которая господствует на улицах города. Игра Кристиана Бэйла естественно на уровне, и не показывает погрешностей, за что ему большой плюс. У Бэтмена будут новые костюмы с интересными приборами, гаджетами и другой супергеройской начинкой. В костюме Уэйн смотрится куда больше, брутальней, да и поинтересней что ли. В этом и главная задача богача, стараться не выдавать себя. Разноплановость – хорошая черта, и очень даже полезна. У персонажа есть только один минус, он касается и самого фильма. Все мы знаем как дерется бэтс, но в фильме хоть и вроде бы рукопашных боев хватает, но то ли сняты так, то ли поставлены криво, но факт в том, что не впечатляет. В таких сценах теряется вся динамика боя, и смотрится вяло. Полеты "летучей мыши" прекрасны, вот тут оператор не подвел.
Харви “Двуликий” – еще один колоритный персонаж в фильме с интересным перевоплощением. Сегодня ты хороший и добрый друг, отличный мэр своего города и успешный политик, а завтра ты по предназначению судьбы попадаешь под влияние “преступного хаоса” и стаешь совсем другим – злым, готов убивать и сеять тот же хаос, который унаследовал у Джокера. Аарон Экхарт отлично справился со своей задачей показать по сути двух разных героев.
Остальной актерский состав, который менее задействован в фильме тоже вполне достойно был представлен на экране, хоть и в малом экранном времени.
Музыка Джеймса Ньютона Ховарда и Ханса Циммера прекрасно дополняла фильм в той или иной ситуации. Динамичная, драматичная, под конец немного эпики – за все это спасибо двум отличным композиторам данного фильма. Без музыки жизнь была бы ошибкой, не говоря уже про фильм.
“Темный рыцарь” – фильм, который полностью оправдывает свой рейтинг, свои сборы, отзывы и статус лучшего в трилогии. Всем тем, кто приложил руку к созданию раннего Бэтмена нужно серьезно поучится у Нолана снимать такие фильмы. Без колебаний скажу, что трилогия Кристофера – это лучшая экранизация комикса про Бэтмена. С его глубоким сюжетом, сильной атмосферой, в которую погружаешься с первой минуты фильма, он сделал то, что не смогли сделать до него – а именно шедевр. Спасибо тебе Кристофер Ноалан!
"Я сжег только свою часть денег. Проблема в том, что она была снизу." - Джокер
Оценка фильму 9,5 / 10