«Футбольные хулиганы — лица, нарушающие общественный порядок, связывая свои действия с футбольными пристрастиями и обосновывая их ими. Сами футбольные хулиганы расценивают своё движение как субкультуру…»
Вот только субкультура, как собственно говоря и сам фильм, ничего общего с игрой не имеют. Вы будете не правы, думая, что это очередная спортивная, слезливая драма про неудачников. Нет! Перед вами жутко реалистичное кино, про околофутбольную тему двух противоборствующих лондонских клубов, Челси и Миллуолл, чьи сумасшедшие фанаты (хулиганы) будут всячески кромсать и ломать себя, на протяжении всего кинополотнища чисто английского режиссёра Ника Лава. Фабрика футбола, чей первоисточник – одноимённая легендарная книга Джона Кинга, раскрывает обратную сторону английского футбола, в виде спасительной прививки от серых, монотонных будней для четырёх друзей, накачавшихся наркотиками и алкоголем, готовых насмерть отстоять честь своего клуба.
Главный герой(Дэнни Дайер), молодой парень под тридцать, присытившись жизнью футбольного «хула» заходит в тупик. Терзающий ночной кошмар, где его избивают до полусмерти фаны вражеского клуба не даёт ему покоя и вследствии встаёт вопрос: «Может хватит попросту рисковать своей жизнью?», "Может пора задуматься о семье, о своём будущем?". Но подвести свою футбольную фирму перед ответственным матчем с заклятым врагом тоже нельзя…
Бодрый на подьём и с непродолжительным замахом на статус культового, кино не оставит вас равнодушным к главным героям и тому тяжелому выбору, что пришлось им сделать. С первых кадров невольно становишься болельщиком и участником тех событий. Никаких нравоучений на тему: что плохо, а что хорошо. Никаких слёз - только английский футбол глазами фаната и весь соответствующий сеттинг в наборе: пабы, драки с полицией, бесконечная выпивка, наркотики и матёрая ругань. Что касается драматизма, то лента проигрывает своим старшим «братьям» по цеху – Ультра и Удостоверение, но в плане техники повествования смотрится в разы ярче и интереснее. Касательно актёрской игры, ничего сверхвыдающегося вы здесь не увидете, но тем не менее персонажи вышли живыми и колоритными. Здесь стоит отметить Фрэнка Харпера (Карты, деньги и два ствола), чьей харизмы бы хватило размазать ещё на десяток таких лент. Ситуации комичны, трагичны и порой абсурдны, а чёрный юмор здесь как никогда уместен, хотя местами пугающе сильно зашкаливает, что отсылает и является данью уважения классической "Фирме" с Гарри Олдманом в главной роли.
Небольшой хронометраж, всего полтора часа, явно не достаточно для такой остросоциальной ленты и на её фоне, книга выигрывает своей «глубиной философского подтекста» и более тщательным исследованием главной национальной болезни. Но авторы решили сделать ставку на молниеносную динамику происходящего, довольно интересную операторскую работу и драйвовый звуковой ряд, что к слову сказать не прогадали. Хотя некоторые персонажи всё таки заслуживали отдельной, более проработанной истории. Так, например, на фоне фанатского беспредела косвенно затрагиваются темы безработицы, политической нестабильности в стране и т.п. Я считаю, было бы познавательно в фильме провести параллели нынешней британской околофутбольной жизни с её расцветом, в 70-80-х годах.
Фабрика футбола – не шедевр, но картина, не лишённая присущим лентам порой так необходимого нам в жизни своебразного шарма: бунтарского нрава и жизненно вдохновляющей концепции мирового хаоса и анархии.
P.S. « Избит до полусмерти, а мой друг Брайт получил семь лет в тюрьме, а у меня настолько разбиты яйца, что в ближайшие месяцы я смогу натягивать лишь собственные носки.... и тут следует задать себе вопрос: «Стоило ли оно того? Конечно же бл*** стоило!!»