KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия к фильму "Они сражались за Родину" от PROFE7OR

Минута молчания

Часть 1. Они сражались за Родину!
Этот фильм не только о Великой Отечественной Войне, а о душе человеческой, которая все тяготы и невзгоды военного времени на себе несёт.
Картина повествует о цене победы, как и человеческой жизни, выраженной в подвиге обычных солдат. События происходят перед Сталинградской битвой, показывая преддверие великого перелома в войне.

Данный фильм признан одним из лучших фильмов о войне, хотя показанной самой войны там меньше чем одна треть. А сила духа, сила воли и переживания людские раскрыты сполна.
После «Война и мир», «Судьба человека» был снят этот увековеченный реквием в 1975 году, уже знаменитым на то время Сергеем Бондарчуком в соавторстве с В.Досталь, посвящённый Дню Победы, как и приуроченный к дате 30-летия.

Без пафоса и лишнего патриотизма показана история духа людского, в муках и мольбах переживающая все трудности великой войны. С жизненной простотой, а порой с иронией и шуткой человек даже в самые нелёгкие моменты придаётся жизнелюбию. В стремлении поддержать друга и поднять настроение, понимая, что следующий час может для него быть последним. Человек делится всем, чем есть, вспоминает и рассказывает о былой жизни, о снах и желаниях, принимая долю судьбы как должное.
Фильм неполиткорректен и кое в чём развеивает миф о счастливой семье, семье - ячейке общества и откровенных видах на жизнь. Даёт новые размышления об устоявшихся взглядах. И долгое время его не любили показывать в народе, хотя каждый понимал правдивость сказанного.

Сценарий, как и книгу, написал сам Михаил Шолохов (соавтор С.Бондарчук).
Усеянный немыслимыми орденами и медалями, дважды герой, лауреат нобелевской премии - Михаил Шолохов, прошёл свой героический и творческий путь военного журналиста, лично видевший боевые события в этой жизни, про что и писал. Был сам патриотом и идеалистом, все премии отдавал в приюты и школы интернаты, прожив всю жизнь казаком и лесником. Воплотив в романе, как и в фильме, любовь к природе и людям, поставив святыней родину-мать, выраженную в полях, лесах и пастбищах. Прообраз кормилицы, земли матушки показан в пшеничных полях. От безмятежного колыхания пшеницы, до загнутого ветром, облаками огня и дыма колоса. Метафорично показывая отношение к происходящему. Также как и другой образ старухи, у которой персонаж Шукшина просит соль. Описывая и являя яркий образ души и внутреннего мира человека от раннего романа «Тихий Дон» до позднего «Судьба человека», «Они сражались за Родину» стал вековым событием в создании запоминающегося образа.

Режиссёр Сергей Фёдорович Бондарчук, не понаслышке, (как и Шолохов) видел войну. Более титулованный и «оскароносный» в плане киноискусства, он тяготел к классике и драме. И после знаменитого «Судьба человека», где ещё раньше удачно работал с М.Шолоховым и более обласканный премиями «Война и Мир», делает опять военную тему с акцентом на внутренний стержень и человеколюбие. Показанный в запоминающихся и идеально прописанных образах героев, не только руководивший съёмочным процессом, но проживающий ещё раз то время до конца, показав настоящего героя в этой ленте.

Есть базовая, целая школа передачи настроения, эмоций, глубокого состояния, атмосферы и немого языка выражения в искусстве. Взятая с репетиций и обучения ещё на театральных подмостках и продолжающая воплощаться в таких вот фильмах. Когда смотришь на это с такой точки, то хочется пересматривать, разбираясь в сложном сплетении немого подхода, ещё и ещё раз. В этом фильме многое показано и с такой профессиональной стороны. Не зря такие шедевры и примеры драматургии на западе ценятся на вес золота и стоят в обязательном обучающем курсе молодых драматургов, режиссёров, сценаристов и операторов. Фильм входит в баснословное количество всяких списков, являя идеальный образец для подражания и качественной работы. стороны.

Взятые паузы, гнетущая тишина, ожидание. Мимика и гримасы, выражение в интонации. Нервозность и переживание от постукивания и прокручивания папиросой. Томительное ожидание безысходности в топтании на одном месте. Частое поправление какого либо предмета или выраженное в перекладывании патронов. Передача многих нюансов без драйва и экшена, вовлекает тебя и вводит в то задумчивое состояние, которое запоминается и после просмотра, рождая желание поразмышлять, и поделится,...

Операторская работа.
Без особых спецэффектов и графики, без компьютерных технологий, снял выдающейся оператор Вадим Юсов великое художественное мастерство, завораживающее каждым кадром. Как фотограф, поэт и художник, чувственно и проникновенно, он творил каждый кадр своим увиденным даром. Определённо является одним из гениев съёмочной площадки, которого так любил, дружил и приглашал Андрей Тарковский в свои фильмы. На самом известном и крупнейшем за всю историю фестивале искусств кинооператоров Plus Camerimage оператор этого (и других фильмов золотого кинофонда и гордость культуры) был удостоен самой престижной премии и награды «За достижения всей жизни». Как глава ВГИКа (операторского мастерства) выпустил уже, несколько поколений операторов мирового уровня.
Монтаж плёнки удивительным образом, продолжает плавно панораму движения, как обзорный вид, монтажёр делает не «рваное» повествование из обрывков, а непрерывное и связывающее звено игры в кадре, как и мыслей о происходящем.

Звукооператор воспроизводит батальные сцены максимально правдоподобно, без поддержки и подчёркивания музыкальным рядом и оркестровым всплеском. Очень интересен своей необычностью звуковой ряд Вячеслава Овчинникова. Сочетание войны и тишины, грома и безмятежности, как у великих композиторов современности, Арво Пярта или Альфреда Шнитке

Эпическим голосом знаменитого Левитана, читается закадровый текст, второго поколения дикторов. Чувственно и проникновенно Андрей Попов повествует шолоховскую эпопею, придавая ей особую значимость.

Музыкальная часть, как и постановка в фильме играет в обще не такую роль, как ей отводят и придерживаются в Голливуде. Так, не применяются различные марши, гимны и эпическая возвышенность. Ни каких духовых оркестров и другого муз. нагромождения. Перед боем, как и после его слышится завораживающая тишина, постепенное пение птиц, стрекотание стрекоз и кузнечиков. Звучит камерная, классическая музыка. Также как и слова танго 1939 года – «Я возвращаю ваш портрет».
Вам, возвращая ваш портрет,
Я о любви вас не молю.
В моем письме упрека нет,
Я вас по-прежнему люблю.

Часть 2. Минута молчания.
Будущим поколениям зрителей, как и критикам можно обвинить такие фильмы как этот в патриотизме, политической агитации, а то и излишнем пафосе. Но воспитание и время тогда было именно такое.
В данном фильме не война запоминается и удар на неё, а судьбы людей, их размышления и открытость души. В тоже время на переживаниях отдельных героев, как раз и показан весь трагизм войны.

Описывать и рассказывать обо всех героях и почётно и необходимо. Но что бы ни утомлять читателя и не делать большой перегруз в рецензии, скажу лишь об избранных. Ставя в известность уважаемого читателя в том, что даже за актёрскую игру были награждены – все актёры фильма.
Некоторые награды.
На XX МКФ в Карловых Варах.
На XIV кинофестивале в Панаме.
Премия за режиссёрскую работу Сергею Бондарчуку.
Премия за лучшее исполнение 27 мужских ролей солдат.
Государственная премия РСФСР им. Братьев Васильевых.
Премия композитору за музыку к этому фильму.
Золотая пальмовая ветвь в Каннах (номинант).
Основное перечисление актёров: Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Георгий Бурков, Юрий Никулин, Иван Лапиков, Николай Губенко, Андрей Ростоцкий, Николай Волков, Николай Шутько, Евгений Самойлов, Нонна Мордюкова, Иннокентий Смоктуновский, Ангелина Степанова, Ирина Скобцева, Татьяна Божок, Лидия Федосеева-Шукшина, Даниил Ильченко, Алексей Ванин, Николай Горлов, Геннадий Сафронов, Борис Никифоров.

Каждый герой в этой эпопее – это раскрытый образ личности на экране, дающий воистину чувственный порыв жизни на земле. Показывающий даже не мастер-класс игры, а естественное пребывание в родном мире, что неоспоримо выше.. Высоты мастерства лучших, заслуженных актёров СССР, РСФСР у них, конечно, есть, но они меркнут под даром и харизмой каждого из них.
Параллельно военной мужской теме, развивается женская сторона, как другой взгляд на теже события, рождая определённые образы и влияние на повествование. Очень яркие роли создали Н.Мордюкова, Л.Федосеева-Шукшина и Т.Божок сыгравшая незабываемую санитарку.

Тут война идёт, бомбежка, а герой Вячеслава Тихонова за свою жену переживает, которая бросила его – оставила. Невзирая ни на что, держит как драгоценную рукопись, последнее, короткое письмо жены, как крик души, задумываясь и переосмысляя воспоминания. Плачущий, заикающийся и контуженный, слабый физически и беззащитный, создал символ как икону славянской души и философии в фильме.

Другой персонаж Сергея Бондарчука, не за боль по всему телу от разорванной мины переживает, а о других ценностях, так как тяжело ему они достались. И как комбайнёр и хлебопашец, больше всего тревожится за неубранные и выжженные поля пшеницы.

Сейчас мало кто задумывается, что, тот же «клоун» Юрий Никулин до всех цирков был фронтовиком, седел в траншее, рыл окоп и тоже сражался за Родину. Сражался, по настоящему сражался. И глядя на него в этом фильме, кажется, что это воспоминания постарели, слетая с его уст. Незатейливые, простые речи, как и желания, показывают натуральность и естественность той жизни. Которую он и описал в дальнейшем в своих мемуарах, рассказывая о фронтовых буднях и съёмках этого фильма, так глубоко оставившего след в его душе.

Моменты духа человеческого, ценятся и запоминаются на всю жизнь. Когда тебя танк немецкий раздавил, втоптал в землю, а ты ещё еле живой в последний раз бросаешь противотанковую смесь. Показывая силу духа и волю к победе, вдохновляя и воодушевляя товарищей. На образе тощего ефрейтора Кочетыгова, показана закалённая душа в боях, которую уже не сломать.

Сражался до последнего и один из главных героев - Василий Шукшин. По иронии жизни, именно он в этой картине был весельчаком, юмористом и шутил больше всех, подымая дух и настроение, подбадривая бойцов. Показывая всю открытость, простоту души и жизненного существования человека в любых условиях. И в 45 летнем возрасте, он битву свою до конца прошёл и остался победителем. Потому и вторая часть этого киноромана короче минут на десять. Это была его последняя роль, где на съёмках этого фильма, на руках у жены (Лидии Федосеевой-Шукшиной) он и умер. Последняя битва Василия Шукшина была в этом фильме. Там и осталась частичка души и несломленного духа простого бескорыстного но великого человека.
Тогда же Владимир Высоцкий в ответ на смерть, написал и посвятил В.Шукшину такие строки:
Смерть самых лучших намечает
И дергает по одному.
Такой наш брат ушел во тьму!

Когда пересматриваешь такие фильмы, создаётся такое впечатление, что твои и мои прадеды пришли на просмотр тоже, что бы никому не мешая, забиться в уголок и пребывать, пребывать в этом счастье Победы, умиротворения, любви и тихой радости.
И пусть эта статья-рецензия будет маленьким напоминанием, воспоминанием и памятью к тем человекам, которые сделали, что смогли в войне, в жизни и в этом фильме.

Постскриптум.
Сейчас уже (почти) нет никого в живых в этом фильме. Сказать ничего они уже не могут, и заступится за себя, за прожитую жизнь тоже, поэтому хоть и в мизерной доле отдам в молчании дань уважения.
Минута молчания.
Автор: PROFE7OR
08.05.2013
Оценка читателей: 9,56 из 10 (голосов: 16)
Страница фильма: Они сражались за Родину

Новинки кино:

Представлены первые кадры из фильма ужасов о Моряке Попае
Популярный персонаж анимационных фильмов Моряк Попай стал героем фильма ужасов
Кевин Смит пообещал Бена Аффлека и Мэтта Дэймона в "Догме 2"
Режиссер уверен, что актеры обязаны ему своей карьерой
Кассовые сборы российского фильма "Огниво" превысили миллиард
В отечественном прокате стало но одного миллиардера больше
Джуд Лоу подтвердил наличие сценария к "Шерлоку Холмсу 3"
Исполнитель роли Доктора Ватсона надеется еще раз поработать с Робертом Дауни мл.
Лучшие российские и зарубежные сериалы ноября 2024 года
"Дайте шоу", "Молот ведьм", "Дюна: Пророчество", "Департамент", "Дети перемен"
Рецензия на ремастер игры "Until Dawn" 2024 года
Новая версия культовой игры "Until Dawn" стала отличной прелюдией к грядущей экранизации