Оригинальное название фильма «Няня МакФи», по мановению волшебной палочки наших чудо (горе) - переводчиков, пожелавших связать воедино старую-старую сказку и дивный жанр ситкома, преобразилось в «Мою ужасную няню», видимо, сказалась любовь к продукции отечественного кинопрома, поскольку сразу же возникают ассоциации с одним популярным и почти одноименным сериалом. Но это, как говорится, совсем другая история…
Сценарий, которому Эмма Томпсон посвятила девять лет своей жизни – это, по сути, не что иное, как вариация на тему сказки о Мэри Поппинс. В центре сюжета – многодетный отец, вдовец и владелец похоронного бюро, мистер Седрик Браун, добрый, чуткий, но слабохарактерный человек, который, не в состоянии справиться со своими отпрысками, нанимает няню в агентстве. Няни сменяют друг друга с бешеной частотой, так как ватага сорванцов обеспечивает им счастливое будущее за дверями дома. И вот, когда семнадцатая няня покидает гостеприимный дом семейства Браун, крича на бегу что-то невнятное от ужаса, а агентство отказывается предоставлять новую жертву, на пороге дома появляется женский силуэт не самой приятной наружности. Дама, именующая себя няня МакФи, при первом взгляде вызывает непреодолимое желание захлопнуть дверь прямо перед ее носом и, произнеся при этом сакраментальное «Никого нет дома», избавиться от этого видения. Причина столь грубого нарушения правил этикета кроется в уродливой внешности непрошеной гостьи: огромные бородавки, толстый нос, сросшиеся брови, бесформенная фигура и в довершение ко всему торчащий зуб мало у кого вызовут симпатию. Однако ее манеры, английская сдержанность, уверенность в собственных силах, умный и проницательный взгляд, придают ей особый шарм, благодаря которому очень скоро перестаешь обращать внимание на внешность. С появлением няни МакФи жизнь семейства Браун в корне изменится, впрочем, перемены коснутся всех без исключений.
Излишняя гротескность женских образов и некоторая аляповатость декораций может отпугнуть эстетов и ценителей прекрасного, поскольку видеть перегруженных гримом актрис и наблюдать за действием, разворачивающимся на фоне интерьеров, окрашенных в ядовито-зеленые цвета – зрелище не из приятных. Но именно гротеск создает атмосферу сказки, нарочито яркие образы будущей мачехи, чопорной богатенькой тетушки и грубоватой армейской кухарки создают отвращение к этим героиням на подсознательном уровне, где противовесом выступает няня МакФи в своем неизменно-черном наряде. Няня МакФи все экранное время находится в тени других персонажей, позволяя им проявить свою индивидуальность, создавая баланс зрительских симпатий, который, тем не менее, упрямо смещается в сторону няни, и происходит это благодаря таланту Эммы Томпсон.
Эмма Томпсон. Говоря об этой одаренной и сказочно талантливой актрисе, можно рассыпаться в бесконечных лестных эпитетах, поскольку других на ум просто не приходит. Образ няни получился настолько ярким, цельным, совершенным и запоминающимся, что покоряет раз и навсегда. Отталкивающая внешность компенсируется внутренней красотой, строгость и мудрость волшебным образом сочетаются с чувством юмора и загадочностью, благодаря чему образ выглядит наиболее привлекательно и отличается глубиной и многогранностью.
Колин Ферт воплотил на экране образ Седрика Брауна. Очень многодетный отец, невыразительный характер которого можно описать одним словом «отсутствует», он поражал своей беспомощностью и постоянными попытками убежать от реальности. Скрываясь за разговорами с розовым креслом, все больше отдаляясь от собственных любимых чад, он постепенно превратился в часть обстановки. Седрик был бы совсем непримечательной фигурой, если бы не его профессия гробовых дел мастера, что интересно, его принадлежность к юдоли скорби и печали иронично подчеркивает и музыка, иногда появление мистера Брауна сопровождает звучание фрагмента «Похоронного марша».
Юмор и волшебство, являясь верными спутниками картины, идут рука об руку, но, ближе к финалу это совместное путешествие обрывается, когда на сцену выходит до боли знакомый, так же до боли избитый и потому несмешной прием битвы тортами, когда герои, перепачканные липкой, сладкой массой, с детским азартом размазывают по лицам друг друга бисквитно-кремовые изделия, наслаждаясь произведенным эффектом. К счастью для зрителя, сладкая пытка быстро заканчивается, и если он сумел ее пережить, то его ждет поистине достойная награда в виде необычайного и красивейшего финала. Финал фильма - это его жемчужина. Идея, воплощение, изящное визуальное решение, где мы наблюдаем плавный переход от кричащей безвкусицы к полной гармонии, - все вместе это создает незабываемое впечатление, оставляя приятное послевкусие от просмотра. Заканчивается сказка и начинается жизнь с чистого листа, а няня МакФи, став ненужной, но желанной, уходит по-английски, не прощаясь, как детство, о котором остаются лишь воспоминания, как о самом счастливом времени нашей жизни.
Несмотря на сказочность сюжета и довольно легкую подачу, фильм имеет скрытый и весьма серьезный подтекст. Проблемы воспитания и педагогики, процесс становления личности, жизненные ценности, взаимоотношения отцов и детей – весь этот коктейль стандартных вопросов, украшенный зонтиком волшебства, здесь приобретает совершенно иной вкус.