Многих из тех, кто создавал этот фильм, уже нет с нами: Евгения Леонова, Натальи Гундаревой, Николая Крючкова, Борислава Брондукова, Александра Володина, Сергея Вронского, Андрея Петрова. Их памяти посвящается.
Что есть осень жизни? Окрашенное в яркие цвета и оттенки время, когда мы заслуженно пожинаем плоды наших побед и поражений, падений и взлетов и бесстрашно смотрим вперед? Или это дождливая безрадостная стыть, шепчущая серым дождем за окном: "Вот и все. Дальше – зима"? Как ни банально это может прозвучать, но то, как мы пробежим наш осенний марафон, зависит только от нас.
Андрей Павлович Бузыкин, главный герой фильма, уже немолод. По неведомой нам причине он пытается совмещать жену и любовницу, причем, ни одна, ни другая ему, в сущности, не нужна. А нужно, чтобы в издательстве, в котором он трудится, ему доверили переводить обожаемого им Скофилда. Помимо переводческой деятельности, Андрей Павлович преподает в Ленинградском университете. В общем, как видите, дел хватает, вот он и бегает взад-вперед по Ленинграду, всюду опаздывая, всех обманывая, себя, кстати, в первую очередь. А все почему? А потому, что Андрей Павлович кроме таланта к языкам, обладает добрым сердцем и широкой душой. Он не может отказать своему датскому гостю профессору Хансену, которого консультирует, и поэтому вынужден бегать с ним по утрам трусцой. Его беззастенчиво использует бывшая однокурсница, а ныне коллега по издательству, Варвара. Жена Нина и любовница Алла несчастны по его вине, потому что первая понимает, что у мужа роман на стороне, а вторая – потому что никогда не станет законной Бузыкиной. Ему бы расстаться либо с одной, либо с другой, либо с обеими разом. Но он не может, ему их жалко. Вот такой вот пердимонокль.
Великолепный фильм Георгия Данелия "Осенний марафон", несомненно, принадлежит к классике отечественного фильмофонда. Снятая по сценарию Александра Володина в 1979 году печальная комедия о советском интеллигенте, не утратила своего очарования и актуальности поставленной в ней темы. Данелия превратил драматическую историю бесхарактерного и нескладного Бузыкина в мелодраму с элементами комедии, тем самым позволив зрителю пережить весь спектр чувств – сочувствие, симпатию, раздражение, злость к главным и второстепенным героям. Постановка сцен, их монтаж, кастинг актеров, музыкальное сопровождение, операторская работа, хронометраж самой картины выверены до мелочей. Мастер камерных лент, Георгий Данелия умело использует детали для раскрытия сущности своих героев, будь то картина с грустным клоуном на стене в квартире Бузыкина, потрескавшаяся штукатурка в коммуналке Аллы или шумный проспект под окном у невнятной Варвары.
О музыке в советском кинематографе можно говорить долго и взахлеб, особенно, если она написана таким профессионалом, как Андрей Петров. Его увертюра в различных аранжировках то смеется над героем, то сочувствует ему, то, словно, вопрошает: до коли?
Нельзя не сказать несколько слов о мастерстве оператора Сергея Вронского – камера любит всех персонажей, показывает нам их бережно, будто боится упустить хоть на секунду из вида. Крупные планы, общие, вечернее метро, огни ночного Ленинграда в отражении спешащего по маршруту троллейбуса, этажи института, разведенные крылья мостов, дождь – то деликатный, то отчаянный – все перемешано в равных пропорциях и смонтировано в целостное полотно повествования. Что касается актерского состава, то тут достаточно только перечислить фамилии тех, кто был и остается настоящими звездами отечественного кино: Евгений Леонов, Марина Неелова, Наталья Гундарева, Галина Волчек, Николай Крючков, Борислав Брондуков и главный виновник торжества – Олег Басилашвили.
Всякий великий фильм порождает массу цитат, которые долго еще живут в народе. В "Осеннем марафоне" бал правит персонаж Евгения Леонова – Василий Игнатьич Харитонов, прораб ЖЕКа и сосед Бузыкина. Помните: "Тостуемый пьет до дна", "Палыч, ты в компании пришел - в компании и уйдешь", "Туда и обратно. Всего и делов-то", "На машинах понаехали, ханурики дешевые, все грибы подмели", "Я говорил ему, а он: "Коктейль, коктейль!" Хиппи лохматый!"? Типичный работяга, любитель выпить, понимающий толк в грибных местах и хорошей компании - этот образ, созданный потрясающим Евгением Леоновым, греет душу, если вы понимаете, о чем я.
Наталья Гундарева к роли обманутой жены – Нины Евлампиевны – подошла, по словам самого Данелии, основательно. Она продумала все до мелочей – прическу, одежду, манеру поведения. Н.Е., как ее называет соперница, получилась среднестатистической советской женщиной за сорок, с потухшим взором, разочарованной в жизни, уставшей от собственного осеннего марафона.
Марина Неелова играет приму – любовницу Бузыкина. Тонкая, красивая, настырная она изо всех сил борется за свое женское счастье. Не в пример жене, меняет гардероб и прическу, плетет интриги и пытается жить интересами любимого человека. Вообще, поразительно, как в свои тридцать с небольшим и Гундарева, и Неелова смогли сыграть такие возрастные роли, даже принимая во внимание тот факт, что по фильму Аллочка моложе Нины. И одна, и вторая "играли глазами" - выразительно, талантливо, реалистично.
Олег Басилашвили роль Бузыкина получил, в общем-то, случайно. Помог случай и настойчивость директора по кастингу. После уверенного в себе Самохвалова в "Служебном романе" Данелия не видел в Басилашвили мягкотелого профессора-лингвиста. Однако каким он получился, мы с вами прекрасно знаем. Весь фильм Бузыкин бежит – по эскалатору метро, по спящим улицам города, по лестницам института, по лабиринтам аэропорта. И в преддверии его каждой новой "пробежки" - безжалостный звук будильника на его наручных часах. О том, как Бузыкин устал от этой беготни, суеты и вынужденного вранья, видно по его взгляду: у него он обращен внутрь, Андрей Павлович частенько вздрагивает, когда окружающие обращаются к нему, словно выныривает из своих мыслей на поверхность. Уверен в себе Бузыкин только работая над переводами и за кафедрой, когда общается со студентами. Вот тут он на своем месте. Как ни парадоксально, при всей неоднозначности его образа, Бузыкин – положительный персонаж, он не может не вызывать симпатии. И в этом полностью заслуга Олега Басилашвили. Жаль одного - похоже, что выхода из этого "маленького раскардаша", в который превратилась его жизнь, Андрей Павлович Бузыкин так и не найдет.
Время, так или иначе, гонит нас вперед, и мы бежим, подстраиваясь под его ритм. У каждого он свой, главное – правильно дышать и бежать в нужном направлении. А в каком – каждый выбирает сам.