Собственно, пошел я на фильм только ради Швайгера - он мне как актер, видите ли, симпатичен. А тут еще и обещал сыграть брутального вояку в отставке, физически и морально оберегающего вверенный ему объект в лице сироты-свидетельницы убийства, в общем, и боевик, и драма, и хмурый взгляд поверх прицела аккурат за секунду до полной разрядки обоймы в неприятеля. Кино обещало быть увлекательным. Обещание свое не сдержало, хотя...
Прежде всего, фильм - в плане мотивации и поведения персонажей - глупый. Очень. Крайне. То есть, я, конечно, могу поверить, что в жизни всякое бывает, но причина, по которой произошло убийство - это, что называется, полный атас. Девчонка - дура, парень - дурак, предприниматель - опасный дурак с правом на ношение оружия, которое, учитывая его возраст и наличие взвода телохранителей, нужно ему как рыбе весла.
Копы - полные идиоты, ведущий следствие, наверное, полковник напоминает монолитную бетонную плиту, облицованную кафелем, на который наклеили титановые обои: смысл как отдельно взятой фразы, так и текущего положения дел в целом доходит до него со скоростью подыхающей от радиации улитки. Наконец, сам главный герой в исполнении Тиля Швайгера, ради которого я поперся внеочередной раз в кино, возомнив себя суперменом - и, судя по методу ведения боевых действий, а также феноменально прокачанным навыкам "меткость", "удача" и "выживание" им таки являющийся - презирая комбинации сложнее уровня "убил-убежал-спрятался-убил-убежал-спрятался-смыть-повторить", всерьез думает, что оберегает девчонку.
Впрочем, с его-то полумифическими способностями к уничтожению врагов пачками при минимальном количестве принятых грудью пуль, и такой вариант сойдет. А все потому, что внимание в фильме, в конечном итоге, акцентировали не на способах ликвидации вооруженных аки маленькая армия врагов пачками, а на взаимоотношении экс-спецназовца с юной сиротой. Ее играет - сюрприз-сюрприз - дочь самого Швайгера, Луна Угадайте-Фамилию, которая в свои шестнадцать хоть и выглядит на восемнадцать, играет пятнадцатилетнюю, да так, что любая двадцатипятилетняя прима позавидует. Серьезно.
Не исключаю, правда, что их тандем оттого так хорошо смотрелся, что играть потенциального приемного отца и потенциальную приемную дочь куда легче, когда сами актеры носят такие статусы, причем отнюдь не приемные и не потенциальные. Простите, заигрался в слова. Так вот, весь фильм, несмотря на перестрелки - сплошная драма. Окружающие мрут как мухи, причем не только "чужие", но и "свои". Проникновенные диалоги между Максом и Луной, curriculum vitae самого Макса, составленное из обрывочных описаний его друзей и знакомых, трогательные описания ужасов войны, разбитые судьбы - все это в двух словах, но представляет собой редкий случай мудрого использования столь ценного ресурса, так что получается "вместо тысячи".
Красиво поставлены не только драки и стычки: камера, помимо упорного тыканья объективом героям чуть ли не в ноздри - крупный план здесь в почете - очень тонко скользит как по контурам персонажей и мест происшествий, выхватывая только самое нужное, так и по общим планам, создавая декорациями, пейзажами и освещением нужную атмосферу печальной меланхолии, завернутой в страх быть пойманным и убитым, который превосходит только страх не суметь спасти и сохранить.
Все это, однако, даже при обилии эффектных, несмотря на устрашающее бессмертие главного героя, перестрелок, серьезным образом оттеняет на второй план, казалось бы, основную сюжетную линию побега от приспешников злобного бизнесмена. То есть, побег есть, приспешники есть, злобный бизнесмен периодически появляется в кадре, но следить за этим скучно, ибо драматические моменты серьезно замедляют темп - фильм, ко всему прочему, идет чуть более двух часов. Притом развязка истории с этим бизнесменом будто сделана впопыхах и "для галочки": логически вроде как вытекает из предыдущих событий, но событий тех - одна-единственная идея второстепенного персонажа, реализацию которой предпочли, по неведомой причине, опустить. Как-будто добрые полчаса хронометража просто взяли и вырезали. Удивительно.
Наконец, обращение к зрителями в титрах немного озадачивает. То, что фильм посвятили светлой памяти Тони Скотта - понятно и приятно, то, что фильм посвятили солдату, спасшему на войне своего друга - тоже, но посвящение сразу всем проходящим службу в Афгане... ребят, вы вообще видели, о чем кино снимаете? Странно, в общем.
Кино под настроение. Вам грустно? Испытываете необъяснимую печаль? Хочется страдать? Ощущаете всю тяжесть мира на своих плечах, и без того несущих непосильную ношу вселенской скорби? Смотрите, у них все то же самое, только еще и злые дяди с автоматами в спину дышат! Так что не смейте тут жаловаться на жизнь!
А если серьезно, то меланхоличная атмосфера определенным образом скрашивает глупый сценарий - на пару с крутыми перестрелками, которые я уже не помню сколько раз успел упомянуть. Повторюсь, под настроение. Для одного раза, впрочем, сойдет.