"Оз: Великий и ужасный" получился на самом деле не великим, но и не ужасным. Сэм Рейми, на которого изначально возлагались почти все надежды на более или менее хороший фильм, справился со своей задачей. А именно, сделать сказку. И, вот уж настоящий волшебник, он сотворил чудо из ничего.
Рейми удалось создать кино для детей, которое при этом оказалось вполне интересным для взрослых. Все тут идет от довольно продуманного сюжета, истории, которая практически вытягивает этот фильм. Ей удается порой удивлять и обманывать зрителя, поворачивая совсем в иную сторону, чем можно было бы подумать.
Однако при всех плюсах придуманной предыстории о волшебнике из страны Оз сценаристы грамотно записать ее, добавив диалоги, не смогли. Большинство персонажей осталось попросту плоскими на первом плане объемной картинки. Только самого Оза господа Кэпнер и Линдси-Эбейр смогли показать хоть немножечко изнутри. Этим можно объяснить и скуку, которую часто навевает фильм.
Отсюда автоматически должно было бы следовать, что актеры глупо передвигаются туда-сюда по декорациям, обмениваясь бессвязными фразами, но нет. К счастью, все оказалось чуть лучше. Джеймс Франко очень вжился в роль лжеволшебника, так что образ у него получился. Он смог отразить все перевороты в душе фокусника и действительно сделать его чуть лучше, как персонажа.
И Рейчел Вайс, и Мишель Уильямс оказались вполне приличными ведьмами, опять же если не забывать, что Рейми снимает сказку для детей, а не триллер для взрослых. Одна в меру загадочная и злобная, другая в меру добрая. Правда, каких бы то ни было интересных волшебных сил ни у той, ни у другой нет. Одно баловство скорее.
Кто совсем никак не попал в образ, так это Мила Кунис, которая совершенно беспомощно играла свою ведьму. Никак не могла подойти к персонажу. То с одной стороны, то с другой, и все безрезультатно. Кунис больше кривлялась, чем играла, а это даже в сказке непростительно.
Что касается визуального ряда картины, то тут можно было откровенно желать гораздо лучшего. Очень яркие цвета проигрывают более мрачной Алисе Тима Бертона. Понятно, что фильм для детей, но зачем все делать таким ненатурально цветастым? Риторический впрочем вопрос, который рискует остаться без ответа. Но главное, что сама по себе графика вызывает в лучшем случае недоумение. Она не только не реалистична хотя бы в малейшей степени, но и не впечатляет прорисовкой деталей. При этом персонажи анимированы как всегда превосходно. Обезьяна с куклой получились действительно очень живыми и чувствуется, что они созданы вручную, без использования технологии motion capture.
Плюсом также может послужить то, что при всей общей схожести художественного оформления картины с той же Алисой, Стромберг привнес в проект много нового. Замки, места, по-новому обыгранные цветы и разные другие примочки удивляют и добавляют фильму индивидуальности и шарма.
Операторские решения иногда смотрятся странно. Такое ощущение, что поскольку практически весь фильм снимали на фоне зеленого экрана, то Питер Диминг просто не знал в какую сторону крутить камеру. Как показать не только актеров, но и компьютерных персонажей, да еще и мир страны Оз.
Композитор Дэнни Элфман создал очень сказочную легкую музыку, отлично вписывающуюся в общий сказочный контент фильма. Сама по себе она ничем не впечатляет, но вместе с картинкой создает самое главное, что есть у фильма Рейми - атмосферу.
Именно атмосфера сглаживает все прочие минусы фильма и вместе с 3д увлекает вас в мир страны Оз, так что сказка в итоге оставляет приятное впечатление от просмотра. И это главная заслуга Сэма Рейми. Он смог соединить все ниточки, все сильные и слабые стороны в одно вполне законченное произведение, пусть и с открытым финалом. Благодаря этому синтезу, фильм получился цельным и готовым, а значит, страна Оз и история ее волшебника сможет удивить каждого зрителя, будь он маленьким или взрослым, и подарить ему маленькое чудо, которое запомнится и останется в душе на долгое время.