Статья, размышление – рецензия на тему – христианство. В данном случае – православие.
На созерцательном примере румынского художественного фильма «За холмами», 2012 года, того же исконно румынского режиссёра Кристиана Мунджиу, мы видим духовно-философскую притчу со многими неизвестными. Которые нам и предстоит решить, каждому для себя!
В самом начале этого фильма стоит предупреждение – смотреть лицам с 18 лет. Что значит такое предупреждение (смешно, я сейчас и сам улыбаюсь). В начале фильма мельком покажут женскую грудь и всё. Что я хочу сказать?! Данный просмотр можно сделать и с 25 лет. Так как доказано, что ментальность, не говоря о духовности, может сильно повлиять на неустойчивое формирование. Не говоря об исковерканном и неправильном жизненном понимании.
Поиск и становление духовного начала в человеке самая сильная составляющая, и восприятие её часто проходит очень болезненно и с негодованием. От того и предупреждение.
И ещё по простому, не готовые, тем более не зрелые люди скорей всего увидят в данном фильме – скучные серые будни, кучу недочётов и очень малое действие. Потому можно фильм и не смотреть, нечего не потеряете, так как фильм на другом уровне, говорит непонятным языком. И любая возрастная категория тоже будет не при чём. Для очень многих, этот фильм – загадка. (И может в этом вся радость и глубина задумки).
Надеюсь, уже многих отсеял и как всегда приобрёл пару – тройку недругов.
Тем, кто остался, читать обязательно, потом только смотреть фильм. Можно и наоборот, но тогда не будет полного понимания ленты.
Одна из самых значимых картин 2012 года. Лауреат (призёр) и номинант высших наград кинематографа, включая «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Лучший сценарий, режиссёр, актёрские роботы. Так же Европейская киноакадемия, 2012 год и фестивальная Россия!
Сказал это ещё и для того, что бы в данном случае не писать ненужное и второстепенное о ролях, актёрах, сценарии. Да вот ещё музыка фильма, которой не было, спецэффекты, цветовая гамма, костюмы, художники декораторы, что там ещё вплоть до оператора. Этак нарисовалась для кого-то худшая картина года, но это не так.
Скажу лишь пару слов о режиссёре, сценаристе и продюсере в одном лице - Кристиану Мунджиу. Чей фильм «4 месяца, 3 недели и 2 дня» 2007 года был, удостоит высшей награды кинематографа Каннского кинофестиваля и многих других премий во всём мире. И подтверждая сейчас титул «лучшего остросоциального драматурга», в друзьях у которого небезызвестный в элитном кино, Жан-Пьер Дарденн. Кстати, тоже подписавшийся в плане продюсера на этот фильм. Операторская работа Олега Муту филигранна в реалистичности, показывая главных героев в свете их мира желаний и комплексов. Жаль, что фильм входивший в шорт лист 8-ки лучших зарубежных на «Оскар», из за духовных противоречий не был представлен на тот же «Оскар».
Драма, я бы сказал жизненная трагедия, протяжённостью больше чем в два с половиной часа смотрится неотрывно, заворожено и на одном дыхании. Заставляя задумываться о многом и по прошествии фильма, не оставляя гладкого однозначного понимания. Основанная на реальных событиях канва сюжета, рассказанная о жизни в православном монастыре, в который с Германии приезжает девушка. Что бы забрать оттуда, свою лучшую подругу, так же как и она выросшую в приюте. Эта на первый взгляд простая, камерная история, окрашенная в душераздирающие краски, становится радугой кино-небосклона. Показывая от жизни монастыря, духовных и человеческих ценностях, до обрядов, ритуалов экзорцизма, набожности и Божьего промысла. Картина, снятая в псевдодокументальном ключе, оголившая правду как нерв существования. По выходу, которого настоятель монастыря Даниил Короджеану получил 14 лет тюрьмы, мать игуменья осуждена на 8 лет и три монахини от 4 до 6 соответственно. (В фильме это уже не показывают. Данные приговора суда Румынии).
Не всё вероучение однозначно. Фильм затрагивает веру и пустоту земного существования. В тоже время, показывая потребительский мир, как мерило ценностей, внушая человеку то, что Бог есть пустота. А нирвана - истина. Так, часто видят церковную жизнь окружающие люди.
Трактовка и прочтение фильма допускает несколько толкований. Парадокс и оригинальность фильма ещё в том, что каждый увидит своё. Затрагивая, но, не раскрывая уровни, у автора нет для зрителя готовых ответов. В свою очередь у верующего человека нет вопросов, а у неверующего, неясно понимание происходящего во многом.
И то, что происходит, настолько проникает в сознание, показывая силу в достоверной передаче многих взглядов и моментов. Что, уже теряя глубину образов, задумываешься о многом уже в самом фильме. Фильм очень противоречив. Во многом меняющий взгляды и сознание думающего человека.
В самом фильме, как бы специально всё плохо. От сгущения красок видеоряда, цветов серости и некой фатальной безысходности. Те же проблемы, о которых церковные люди не думают или не видят их. И в таких архиважных делах нужно заниматься только тем даром и талантом, в которых ты действительно силён. Посмотрите фильм "Обряд" (The Rite) с Энтони Хопкинсом на подобную тему. Прежде чем врачевать душу и тело, нужно стать специалистом. А в некоторых случаях иметь силу с небес.
Истинным верующим, показанное в этом фильме повредить не может. Других же, не то что бы оттолкнёт, но заставит пересмотреть по новому, кого то утвердит в уже сделанном выборе на данном этапе. Неоднозначность взглядов и решений поражает многогранностью поставленных вопросов. На которые, даже знающему человеку, так просто не ответить. Как и беспрецедентный эпизод с определением и вычиткой 464 грехов. (Православный полный список)!
Тонкости и рассказ сей притчи, во многом скрытен и самое простое, это чуточку заострить внимание, разъяснить толкование.
Человека связывают верёвкой от колокола. (Сам колокол с древних времён изгоняет нечистую силу, а сама верёвка не допускает эту силу и более осквернение души человека).
Носилки из досок и добавленная поперечина к рукам. (Наводит на мысль символа креста и распятия).
Во что одеты в конце фильма главные героини? Почему? (Только взглядом и элементами одежды в кадре, полностью изменяется жизнь).
Бесноватая девушка перед смертью с любовью и умиротворённостью смотрит на монастырь и монахинь. В то же время как монахиня, одетая в серый свитер (мирское) с непокрытой головой.
Кто «дополняет» в словесном признании и расследовании полицией стоя задом к иконам, то, что должно было остаться в монастыре? Кому стало это выгодно?
Смерть девушки - одна из трактовок спасения души человеческой - а может, так и можно было спасти?
Свежий взгляд на вероучение, догмы и в целом на религию. От обретении веры, до её исчерпания. Если разобраться то посыл фильма не о вероисповедании, ритуалах и правильной, порочной и мирской жизни. Что так показушно любят высмеивать многие люди. А о любви! Любви во всех смыслах. О её нехватке и перекосе. О земной любви, которую привязали на крест. Распятии любви, ради, и во имя чего?
И можно много говорить о всяких, таких верующих, которые обряды поставили на механические рельсы и исполнение, и послушание во главу угла. И Обреченность, человека на одиночество. Но от святости до пропасти один шаг и наоборот, пропавшая душа может обрести вечность.
Бог силён, человек слаб. И это не значит проявлять тщедушие и низость. Слабый человек всегда знает, кто виноват. Порой в жизни часто встречаются патовые ситуации, где нет виновного или виновны все, а сам поиск вины вне себя не имеет смысла. Так и у нас каждый может осудить, порой плюя на мудрые слова – «Не судите и не судимы будите».
Очень глупый анонс фильма и краткое его описание, а именно –«Алина возвращается в Румынию из Германии, чтобы забрать с собой Войчиту, единственного близкого ей человека, когда-либо отвечавшего ей взаимностью. Но Войчита обратилась к Богу, а Бог — серьезный соперник, когда дело касается чувств…». На всех плакатах и постерах у нас говорит об ужасающем бедствии скудной души человеческой. Серьёзные люди, не зная режиссёра и настоящего анонса, не пойдут на фильм. И наоборот, те малые незрелые, которые оказались на фильме уйдут через 10 – 20 минут. Бог никогда и некому соперником не может стать. Ибо "Бог - есть любовь", и там где любовь - есть Бог.
Вялотекущий сюжет влечёт за собой ту неизбежность, за которой неостановиться, раскручиваясь как большой маятник по ходу сценария персонажами фильма. Как в жизни, та неудобная тема становится сокровищем по окончании, долго не оставляя твой разум и сердце.
Фильм выверен абсолютно правильными диалогами. И производит странное ощущение. Сначала неусидчивого раздражения, некого абсурда и понимания, потом вхождения в духовное полотно фильма, не чувствуя затянутостей пребывания в показанном мире. С потаёнными уголками души своей, ты идёшь и идёшь по фильму, задумываясь и переживая, забывая о времени и пространстве.
-«Очень советую румынский фильм "За холмами". Где Подробно и с любовью показана жизнь бедного женского монастырька». Пишет нам протодиакон Кураев (профессор богословия и философии) невзирая на события, шум и распри других конфессий, увидев в румынском фильме - «правдиво показанную трагическую историю, произошедшую в его стенах».
Хочу добавить и от себя, перефразировав «смотрите, пробуйте всё - хорошего держитесь»!
И как эпилог фильма с диалогом двух полицейских в машине - «как сынок зарезал маму и выставил всё это в интернет». - «Куда катится мир», однозначно сказал другой страж порядка, глядя на комья грязи, летящие в лобовое стекло.
Фильм с жизненно философским концом, никакого слащавого Голливуда, нет сказочной развязки, строгий румынский финал без хеппи-энда, который хочется пересматривать, как заходя в храм, пусть редко, но пребывая в особенном состоянии.