Фильм Андреса Мушьетти наделал немало шума в киношной среде еще задолго до выхода. И главной темой для обсуждения стало причастие небезызвестного мексиканского режиссера Гильермо дель Торо к съемочному процессу. Критиков, журналистов и зрителей по большей мере интересовал вопрос о том, какое влияние он имел на Мушьетти и как сильно был задействован в проработке сюжета или персонажей. Несмотря на активное эксплуатирование имени Торо на афишах, он был всего лишь исполнительным продюсером и не вмешивался в рабочий процесс. Тем не менее, его влияние отчетливо проглядывается на протяжении всего хронометража, что особенно хорошо заметно в финале.
Начать в первую очередь хочется с положительных моментов, которые делают хоррор «Мама» с чуть ли не детским рейтингом интересным зрителю. Во-первых, здесь хорошо поставлены звуковые эффекты, которые порой пугают сильнее переломанного тела той самой мамы. Во-вторых, несмотря на отсутствие резни здесь предостаточно действительно жутких моментов. К ним могу причислить выражение лица и взгляд Лили (Изабель Неллис), младшей из сестер, которые действительно заставляют мурашки бегать по коже. Это вам не жалкое подобие обиженно-наигранного лица Шеймаса Дэви-Фицпатрика, исполнившего роль Демиена в «Омене» 2006 года. Изабель справилась со своей задачей достаточно хорошо и правдоподобно, одна сцена с поеданием мотыльков чего стоит. В-третьих, место саспенсу здесь тоже было, поэтому любители моментов со щекотанием нервов пусть и не будут удовлетворены на все 100%, но пару раз изрядно испугаются. В-четвертых, рисованная история жизни двух девочек в хижине на протяжении пяти лет вызывает в душе какие-то приятно-щекочущие чувства. И пусть уже не раз этот прием был использован в других фильмах, но в «Маме» он смотрится как нельзя удачно.
Однако даже все выше перечисленное не уберегло картину Мушьетти от использования штампов, повторений и второсортного повествования. Видимо, аргентинскому режиссеру еще не удалось в достаточной мере набить руку на съемках ужасов, что сразу бросается в глаза зрителю. Ведь на одной меланхолично-готичной обстановке выехать ему не удалось, поэтому даже историческая подоплека сюжета не была раскрыта в полной мере. Итог: картина о скитании заблудшей души и мистической привязанности к двум девчушкам-сироткам Виктории и Лили стала чем-то средним между сказкой, хоррором и скопищем клише.
Начнем с того, что даже к финалу создатели «Мамы» не объяснили поступок отца девочек. Возможно, кто-то увидит в этом «очарование недосказанности» или «сосредоточение исключительно на судьбе девочек», но на самом деле это банальная недоработка, которую прописать по сценарию не удосужились. За счет этого во время финальных титров чувствуется скудность информации. Подобная недоработка является самой крупной и обидной, поскольку никак сумасшествие Джеффри (Николай Костер-Вальдау) – именно так зовут родителя – не объясняется, только можно гадать о проблемах на работе или «магнитных бурях».
Далее сюжет более или менее понятен и выдержан, но то и дело в кадре появляются шаблонные герои вроде доктора Дрейфуса, ненужные персонажи вроде тети Джин и вовсе бесполезные люди типа участников группы Аннабель (Джессика Честейн). Также прибавьте сюда походы в зловещие места ночью в одиночестве, необъяснимые «знаки» с того света и нелогичные поступки главных персонажей.
Финал и вовсе из ужаса превращается в предсказуемое повествование в ярких красках, сводящий гротеск и мрачность к минимуму. Если ждете развязки в стиле «Приюта», то не тратьте время зря, а если хотите просто скоротать время, то, быть может, «Мама» сможет подарить пару-тройку приятных эпизодов.