Отличное военное кино, призванное развенчать годами сложившийся стереотип об ограниченных возможностях темнокожих пилотов. На данный момент, это первый проект знаменитого Джорджа Лукаса, после культовой фантастической саги «Звёздные войны».
В основу картины легла реальная история отдельной группы молодых и отважных летчиков Таскиги, состоящей лишь из афроамериканцев. Во время второй мировой войны, эта группа отличилась тем, что ни один из сопровождаемых ими стратегических бомбардировщиков, не был подбит. В то же время они уничтожили большое количество немецких самолетов, а так же нанесли значительный урон наземным силам противника.
Когда-то, эти события так заинтересовали Лукаса, что он пробивал свой проект долгие 24 года. И это несмотря на упорное сопротивление студийного начальства. К тому же, ему пришлось полностью профинансировать производство этого фильма за собственные средства. И надо сказать, несмотря на довольно щекотливую тему, картина действительно удалась.
Кино поставлено с огромным размахом, зрелищно и красиво. Съемки велись в пяти странах, задействовано огромное количество массовки, военной и авиационной техники. Отменно показаны будни и быт армейской жизни, а так же специфика ведения воздушного боя и противостояние между американскими Мустангами и немецкими Мессерами за господство в небе.
По крупицам воссозданы многие исторические детали, для чего Лукас лично общался с выжившими пилотами-ветеранами. Но перед нами не просто история войны, это история живых людей с их достаточно разными судьбами. Каждый из которых, обладает своим индивидуальным характером.
По ходу дела пилоты претерпевают множество приключений. Особенно запомнился задиристый лейтенант, в исполнении английского актера Дэвида Ойелоуо, который всё время рвался в бой. Поэтому, сюжетный ряд выстроен таким образом, чтобы кино понравилось разным категориям зрителей. Есть здесь и драматические моменты, связанные с потерей боевых товарищей, аварийной посадкой и даже суровым немецким пленом. Поднимаются вопросы дружбы, чести и существовавшей в то время расовой нетерпимости белых американцев к своим черным соотечественникам на войне. Присутствуют пламенные патриотические речи. А так же, красивая романтическая история любви, темнокожего пилота и простой итальянской девушки. Конечно, по душевности до наших фильмов американцам ещё далеко, но по зрелищности тут им нет равных.
И сколько бы ни говорили, что фильм ура-патриотический и политкорректный, от этого он не стал менее захватывающим и драйвовым. Полеты на бреющем, уничтожение вражеского железнодорожного состава, нападение на немецкий военный аэродром, перестрелки, нападение на корабли, массированные бомбежки, воздушные поединки и виражи с Мессерами, красивые пейзажи Европы и широкие морские просторы - всё снято достаточно красочно и динамично, а картинка по-настоящему радует глаз. Особенно впечатлила финальная воздушная схватка с первыми в мире боевыми немецкими реактивными истребителями Мессершмитт Me.262, со смертельной атакой в лобовую.
Да и Лукас плохих фильмов не снимает и всегда добротно относится к собственному детищу. Кстати он даже сам подменял новичка режиссера в съемках некоторых эпизодах. При производстве картины, он главное внимание уделил технической стороне дела и качеству съёмок. Не последнее место в фильме занимает и большая масса, органично вплетенных в сюжет красочных спецэффектов. Оно и не мудрено, после двадцати восьми лет производства «Звездных войн», создать спецэффекты для военной картины, компании Lucasfilm было, наверное куда проще. Из-за чего практически весь многомиллионный бюджет, ушел на создание всякого рода спецэффектов.
Поэтому, чтобы потратить как можно меньше денег на всё остальное, в картину были приглашены в основном малоизвестные у нас актеры, а так же режиссер дебютант. Что думаю, никак не повлияло на качество данного фильма. А для придания большей убедительности сюжету, продюсер привлек тяжелую артиллерию в лице оскароносных актеров Кьюба Гудинга младшего и Терренса Ховарда. Тем более, что оба уже играли до этого аналогичные роли военных летчиков Таскиги, причем, весьма успешно. Кьюба Гудинг младший в фильме 1995 года «Пилоты из Таскиги» (который послужил отправной точкой и для Джорджа Лукаса в производстве этой картины). А Терренс Ховард в фильме 2002 года «Война Харта». Вообще, подобные расовые вопросы уже не раз поднимались в современном американском кинематографе. Взять хотя бы, к примеру, те же знаменитые ленты «Перл-Харбор» и «Военный ныряльщик», где в обеих опять-таки снимался вездесущий Кьюба Гудинг младший. Из-за чего многие не без основания, сравнивают с ними и эту ленту. Но мне лично по своей специфике, картина больше напомнила кино 2006 года «Эскадрилья Лафайет»…