Это исторически-документальное повествование, увековеченное в данном художественном фильме, о команде советского «Динамо».
Знаменитая на весь мир жизненная повесть о характере, духе и стойкости. И приурочена ко дню победы и 70-летию «Матча смерти».
В основе фильма реальное событие, матч между немецкой командой «Люфтваффе» и командой советских военнопленных, бывших «динамовцев». Это произошло в Киеве 22 июня 1942 года.
Немцы устраивают серию матчей между местными командами и сборной Вермахта. Сначала ради потехи, увеселения – «хлеба и зрелищ», выпуская пленных футболистов СССР, как гладиаторов в Колизей.
Затем, предстоит чемпионат по футболу с румынскими и венгерскими командами, и наконец, с усиленной сборной командой Германии. Играть нужно семь игр с разными командами. Потом финал.
По данным событиям была написана повесть, времён войны, Александра Борщаговского «Тревожные облака» или «Матч смерти», послужившая готовым описанием к раннему фильму «Третий тайм» 1962года, по его сценарию. Так же выпущена в издательстве книга Петра Северова и Наума Халемского "Последний поединок".
Примечание. Увидеть настоящих футболистов вживую можно в беззаботном фильме «Вратарь» 1936 года.
Мы знаем режиссера Андрея Малюкова по фильму «Мы из будущего». Здесь он в другом более реалистичном амплуа. Как и Мартин Скорсезе, он достоверно выстраивает всю канву видеоряда. Документально подходя ко многим аспектам кинодраматургии. Профессионализм и мастерство растёт, и это показывают съёмки фильма. Фильм с военной оккупацией города, снят на строениях довоенной, столетней давности, многого стоит.
Все основные моменты фильма, были проведены без компьютерной графики. Вместе с оператором они проделали колоссальный труд. Съёмки проходили в городах Киев и Харьков. В Харькове в дань уважения «матча смерти», реально взорвали трёхэтажное здание дворца спорта «Авангард», сталинской, довоенной архитектуры. А здание государственной академии культуры, превратившееся в фильме фашистский штаб, додавало весомости и достоверности.
Под Киевом был воспроизведён концентрационный лагерь, где и погибли футболисты. Также сохранился Стадион «Старт» в Киеве, где проходил матч. Для полной достоверности, не просто мебель и приборы стягивали, был проведён отбор и настоящее шествие евреев в фильме. Все персонажи в фильме достоверны и подтверждены консультантами.
Единственное - это художественный подход к чувственной истории любви. Я думаю, был добавлен вместо патриотичности, которая была ещё и в «брежневские» времена. Что видно по многочисленным старым фильмам.
Гениальная игра Сергея Безрукова, главного героя по фильму, воплощающего вратаря киевского «Динамо» и сборной СССР - Николая Раневича. Далёкого от футбола, но близкого к полному образу знаменитого голкипера. Нещадящего себя изнуряющими тренировками, который, обучался у тренера и настоящего вратаря Сергея Овчинникова. Чтобы, как говорится влезть в шкуру и пропитаться духом, Безруков тренировался в старой, знаменитой вратарской форме. Живя этим фильмом, он выковал себе звание – лучшего артиста года.
Учительницу немецкого языка Анну Шевцову и возлюбленную главного героя, играет Елизавета Боярская. Очень даже неплохо, но красота скрывает многое, что в другом случае резало бы глаза.
Более же, хотел бы похвалить Екатерину Климову, играющую сестру футболиста Ольгу Ковтун. Её театральная и актёрская работа, свыше сорока фильмов, не прошла даром. И в данном случае, её красота, ей не мешает, отвлекая от игры перевоплощения. Хотя и смотреть приятно, зная, что она в жизни, ещё и мать троих детей.
Сын покойного Богдана Ступки, Остап играет тщедушного Дещеня, омерзительного по натуре, мелкой душонки. Образ отвращения и высмеивания оных слоёв удался на славу. Общий говор, на неопределённом суржике настораживает и делает некоторых актёров более комичными.
Саундтрек к фильму и песню «Победа за нами», записал и исполнил Гарик Сукачев. Музыкальный редактор и композитор Аркадий Укупник. Сказать, хорошо – нечего не сказать. Только Бог может сделать это лучше.
Часть 2
Красной нитью проходит ещё один взгляд на Великую Отечественную войну. Захват одного из великих городов. Отношение разных людей и сословий. Ловля и истребление евреев. Концлагерь и «Бабий яр».
Пожалуй, не стоило показывать в одном проекте, убиенные жертвы лагерей, романтическую историю и спорт. Всё же режиссёр, так и не определился с точным выбором. Если это фильм про войну, то страдания вытесняют чувства любви. Вот и получается при любовной истории главных персонажей, больше сопереживаешь им, чем принятию трагедии войны.
Фильм получился рваный кусками и словно разделён на части. В нём затронуто множество тем, от любовной страсти, спорта, до войны и оккупации немцами. Тут же еврейская трагедия, жизнь в концлагере, драма человеческого восприятия.
Как собрать эти части, стало делом труднодоступным. Монтаж - главный недостаток фильма. Не успевает зритель перестроиться, с мелодрамы в горем убитую, масштабную трагедию. Это не «Список Шиндлера» и даже не «Пианист». События развиваются стремительно и сумбурно, оставляя спорные и ненужные моменты в кадре жёсткого лимита, вроде любовной сцены вначале.
Насыщенность действием, материальный охват и персонажи не умещаются в отведённое время. В фильме присутствует множество резко сменяющих друг друга тем, образы героев полностью не совсем раскрыты. Как, например, в «Докторе Живаго». Можно было сделать повествование на час, а то и на два длиннее, от этого проект, более стал бы весомым.
Но, довольно придираться, ругать славное прошлое нашей страны я не хочу и не буду. К концу фильма накал и эмоциональная насыщенность в каждом кадре зашкаливает и подымает фильм до духовных высот.
Фильм жизнеутверждающий. Главный стержень его – это сила воли, сила духа. Несгибаемая стойкость перед смертью, показанная через команду «Динамо».
Этот последний и трагический матч-реванш был приурочен к годовщине победоносного шествия германских войск по СССР. И имел архиважное символически-тактическое значение, которое нельзя переоценить.
Что бы, не было поражения, немцы поставили ультиматум — поражение или смерть. При победе немцев советские футболисты будут отпущены на свободу.
Попавшая в руки нацистов наша команда, до последнего играет свой, последний матч. Зная уже, что при победе в игре – все будут расстреляны.
Вечная память героям!
Эпилог.
На финальных титрах, как отпевание и гимн духа, Гарик Сукачёв поёт эти строки.
Город, где мы пацанами гоняли в футбол,
Где на бульварах каштаны весной расцветают.
Город, в котором мне камешек каждый знаком,
Нас на футбол, как на бой провожает!
Жизнь - не игра, не вернётся она.
И летит в небеса наша песня!
Ей не найти на млечном пути поле, где мы будем вместе!
Флаг бокового судьи взвился как знамя,
Наши футболки в крови, но победа за нами!
А над Днепром в облаках дожди грозовые,
Землю не тронут, пока, пока мы живые!
Каждый, кто вышел на поле – совсем не герой!
Близок финал и поверить нам в это так сложно!
Сладкое слово «победа» так горько порой,
Только любовь и судьбу отменить невозможно!
Ах, как хочется жить! Просто дышать и любить!
Но счёт на табло нам известен…
И не найти на млечном пути то поле,
Где мы, где мы будем вместе!
Флаг бокового судьи взвился как знамя,
Наши футболки в крови, но победа за нами!
А над Днепром в облаках дожди грозовые,
Землю не тронут, пока, пока мы живые!
В небо открыта дорога лишь здесь и сейчас!
Строем уходим с победой, и плакать не надо!
Вы остаётесь, а значит живите за нас!
Помните, помните нас, а мы будем рядом!