Недалёкое будущее. В США идёт гражданская война, а старая добрая Англия снова стала сверхдержавой. Но какой ценой? Теперь это тоталитарное государство в лучших традициях Третьего Рейха с элементами Оруэлла и Хаксли. Страной управляет верховный канцлер, пришедший к власти в результате выборов. Правительство, в лице партии Norsefire, избранной своим народом после страшной эпидемии, проводит политику самоизоляции и тотальной цензуры. СМИ всеми силами прививают гражданам слепой патриотизм, попутно стремясь отгородить их от правды во всех её проявлениях, оставляя их в благостном неведении, словно малых детей. Но далеко не все разделяют мнение большинства, негласно протестуя, молча понимая, что со страной что-то не так. В подобной обстановке, когда порох рассыпан всюду, где только можно, фатальной может стать одна единственная спичка. И имя этой спичке – «V».
Для начала, как фильм, снятый по мотивам литературного произведения, не могу не сравнить его с первоисточником – одноимённой графической новеллой Алана Мура и Дэвида Ллойда. Во-первых, картина получилась более зрелищной – и я имею в виду не формат, а повествование. Во-вторых, новелла гораздо более мрачная и реалистичная, чем экранизация. И в-третьих, она более логична и продуманна. И всё это не говоря уже о том, как сильно различается сюжетная составляющая источника и самого фильма: несмотря на то, что большая часть сцен так или иначе обыгрываются в экранизации, их хронологический порядок местами сильно нарушен, из-за чего смысловая нагрузка в фильме расплывчата и спорна, в отличии от новеллы.
Вообще, философская подоплёка – главная слабость данной картины. Все монологи V сводятся к одной единственной мысли: нынешнее государство – тоталитарное зло, нам надо его свергнуть. Что делать в случае успеха – не ясно, ибо в фильме об этом даже речи не заходит. Зачем свергать – тоже не совсем понятно, так как судя по тем немногим кадрам, в которых нам предстают простые обыватели, создаётся впечатление, что они довольны своей жизнью и не больно то задумываются о том, кто стоит у власти. Бунт ради бунта, не более; столь же беспощадно, сколь и бессмысленно. В общем, здесь братья Вачовски сильно промахнулись, вероятно пытаясь задобрить американского зрителя, для которого оправданием всякому деянию может служить лишь одно слово – демократия.
А вот художественная и техническая составляющие в фильме практически не вызывают нареканий. Единственное, на что бы я хотел обратить внимание, это одна очень интересная смысловая дыра, касающаяся главного героя. В фильме V – это что-то вроде «Армии одного человека». Конечно, учитывая его прошлое становятся понятны его сверхчеловеческие физические и умственные данные, но в замешательство приводит другое: каким образом ему в одиночку удаются такие вещи, для которых нужна хотя бы небольшая тайная организация? Это, в частности, касается, простите за спойлер, массовой доставки масок Гая Фокса. Единственный эпизод сводит на нет всё одиночество таинственного мстителя, и всё ради придачи концовке фильма ещё большей эффектности.
Но в остальном – всё более, чем замечательно. Очень харизматичны все, без исключения, персонажи. Но особенно хочется выделить нескольких:
Сам V. Несмотря на то, что его лицо скрыто маской, Хьюго Уивингу удалось полностью раскрыть его характер. Грация, с которой он двигается в фильме, интонация, с которой он произносит свои монологи очаровывают с первой и до последней секунды нахождения V на экране. Благодаря Уивингу этот персонаж получился самым колоритным и живым из всех, присутствовавших в картине.
Натали Порман, она же случайная спутница нашего революционера Иви Хэммонд, сыграла, как всегда, прекрасно. Особенно ей удались вступительная сцена, и сцены заточения.
Стивен Фрай, известный британский актёр и писатель, исполнил в фильме роль Гордона Дитриха, приютившего Иви у себя дома. Это и обаяние, и очень приятная манера речи, и добродушие с бесстрашием, которые Фраю удалось воплотить в полной мере, несмотря на отведённую ему довольно скромную роль. Этот герой не может не вызвать симпатии у зрителя.
И, наконец, Джон Хёрт. Иронией судьбы, роль канцлера-диктатора досталась человеку, игравшему когда-то роль «борца с системой» в знаменитой экранизации романа Джорджа Оруэлла «1984». Здесь мы видим его преимущественно на экране (занял место «Большого Брата»), но жар и эмоциональность его пылких речей, местами сопровождающиеся жестикуляцией, вкупе с марширующими солдатами невольно заставляют вспомнить самого известного австрийского художника. Остаётся лишь добавить свои сожаления по поводу ничтожно короткой продолжительности парада (буквально несколько секунд) – это всё-таки воодушевляет.
К слову, внимательные зрители, падкие до мелочей, будут вполне удовлетворены фильмом: чуть ли не каждые пять минут в той или иной форме всплывают отсылки к символу «V». Добавьте к этому приятные декорации Галереи Теней, внушительные места действия фильма и торжественную музыку, и вы наверняка останетесь довольны данной картиной. И не стоит размышлять над главным посылом фильма – просто получайте удовольствие от просмотра.