Перед нами, арт-хаусная остросоциальная трагикомедия, представляющая несколько утрированный срез жизни современного общества, с годами всё больше теряющего свой человеческий облик. Достаточно титулованный испанский режиссер Алекс де ла Иглесиа, всегда был настоящим примером редкого сейчас вида, думающих режиссеров. Его кино, сделанное больше в стиле арт-хаус - часто не для всех, это не повсеместная коммерческая попса, которую можно увидеть и забыть. Иглесиа снимает в основном фильмы, несущие в себе какую-то нравственно-философскую идею. В них поднимаются вопросы, заставляющие людей задуматься об окружающей нас жизни и её насущных проблемах. Пусть даже невидимых, если не уделять им пристального внимания.
Режиссера интересует общее падение нравственности, а так же морально-этических устоев современного общества. Его новый фильм "Последняя искра жизни", вышел, конечно, скромнее и не такой жесткий, если сравнивать с предыдущей работой "Печальная баллада для трубы". А бюджет в три миллиона евро, вообще едва окупился в кинотеатрах. И только благодаря участию независимой американской студии и привлечению в фильм международной звезды масштаба Салмы Хайек, режиссеру всё же удалось достойно воплотить собственный сценарий, написанный им на злобу дня - о безработном аутсайдере, решившем прославиться и разбогатеть на своем горе.
Это сравнительно небольшая картина, основную роль в которой играют острохарактерные персонажи и длинные наполненные содержанием диалоги. Интересен и выбор на главную роль, испанского комика Хосе Мота, в основном играющего до этого сугубо в комедийном жанре. Тем самым, как бы интригуя зрителя, показывая ему новые ранее неизвестные драматические грани, этого актера. Не поступаясь своими принципами, Алекс де ла Иглесиа и в этой картине пытается раскрыть глаза на окружающие нас пороки современного общества.
В сегодняшнем мире наметилась поистине ужасающая тенденция - общество практически помешалось на телевидении, сейчас оно подвержено его влиянию как никогда ранее. Под безжалостным напором средств массовой информации, неотвратимо падает общий уровень культуры, независимое кино теряет своего зрителя, но самое страшное как вид искусства практически исчезает театр. Человеческая смерть, превращается в большой бизнес, когда ради высокого рейтинга каналы готовы поощрять любые, пускай даже самые низменные прихоти толпы. Ради острых ощущений, как хищники слетающиеся на падаль. Режиссер не зря местом действия выбрал именно древний римский театр. На фоне, которого, по большей части и протекает, это, доведенное до абсурда, действо. Причем на глазах у официальных представителей высшей городской власти.
На лицо открытое противопоставление вечных истинных ценностей и сиюминутных запросов, алчных до наживы обывателей. Особенно это заметно в сцене, когда в погоне за сенсацией, люди на бегу сносят остатки исторической постройки, при этом, даже не обращая внимания на древние ценности. Ведь на искусство всем наплевать.
Своими незаметными, на первый взгляд изобразительно-выразительными средствами и собственными творческими приемами, режиссер умело рисует картину происходящего. Например, расположение главного героя, в некотором роде, напоминает нам распятие на кресте. Похоже, социуму нужна мощнейшая встряска, и пока кто-то не пожертвует своей жизнью, мы не задумаемся об ужасающем положения вещей. Вот почему испанский актер Хосе Мота, расположением тела, несколько напоминает в фильме распятого Христа, истязаемого алчной до зрелищ толпой. Да и героиня Салмы Хайек, ухаживающая за своим мужем, где-то похожа на Марию Магдалену.
По задумке режиссера, разыгрываемое средствами массовой информации шоу, раздутое из такой трагической случайности, представляет из себя, не что иное как цирк. Где все действующие лица, включая основного персонажа, артисты этого цирка. Кого-то в нём интересует политическая карьера, кого-то прельщает растиражированная смерть в прямом эфире, а кто-то хочет заработать на собственном несчастье. Ведь пойдя на поводу у толпы, герой Хосе Мота уже не может остановиться. Прекрасно зная правила игры, как бывший пиарщик, он готов пожертвовать даже жизнью, ради собственной раскрутки, славы и денег. И единственный человек, сохраняющий хоть какие-то остатки здравого смысла в этом полнейшем театре абсурда, это его жена, в исполнении несравненной Салмы Хайек. Которая, неплохо скрашивала затянутые местами, сцены картины. Она очень точно передала эмоции своей героини. Являясь фактически единственным человеком, кто ещё может сопротивляться безжалостной потребительской системе, не прельстившимся, даже на крупную сумму денег, и давая тем самым зрителю небольшую надежду на лучшее будущее.
Из актеров запомнилась ещё Каролина Банг, в роли телевизионного репортера. Сцена с последним интервью героя, была, пожалуй, одной из самых эмоциональных в этой картине. Стоит отметить так же трогательную музыку, композитора Джоана Валента, придающую нужное настроение данному повествованию…