Настоящий король должен уметь не только указывать цель своим подданным и вести их к этой цели; он должен суметь воодушевить их на поход, на достижение результата. Это втройне актуально для королей нового времени, которые уже давно не имеют реальной власти, а являются лишь собирательным образом правительства в глазах народа.
Сюжет историко-биографической драмы «Король говорит!» строится вокруг знакомства и дальнейших взаимоотношений неортодоксального австралийского логопеда Лайонела Лога (Джеффри Раш) и принца Альберта, будущего короля Британской империи Георга VI (Колин Ферт). На дворе интербеллум (период между Мировыми войнами). У принца не самый тяжкий, но совершенно неприемлемый для королевской особы недуг – заикание. Несмотря на дипломы и опыт, ни один профессиональный логопед не в состоянии вылечить его потенциальное высочество. И вот супруга Альберта (Хелена Бонем Картер) хватается за последнюю надежду: нищего специалиста, обладающего, тем не менее, хорошей репутацией. И вот, в тени больного отца (Георга V, в исполнении Майкла Гэмбона), неблагонадёжного брата (Эдуарда VII, которого играет Гай Пирс), чрезмерно осторожного премьер-министра Стенли Болдуина (Энтони Эндрюс) и надвигающейся Второй мировой войны, герцог Йоркский приступает к усердным занятиям с Лайонелом, призванным покончить со столь неприятной и недопустимой болезнью.
Стоить отметить, что у режиссёра Тома Хупера до этого фильма не было никаких громких или более-менее известных картин. Пожалуй, лишь его прошлое (да и настоящее) амплуа создателя спокойных исторических фильмов помогло ему занять кресло режиссёра «Короля». И, надо сказать, совершенно не зря: на церемонии «Оскар 2011» фильм был номинирован в 12 категориях и получил 4 (условно главных) статуэтки, несмотря на таких сильных противников, как «Социальная сеть», «Начало», «Чёрный лебедь» и «Боец». И он это вполне заслужил.
Фильм затягивает, прежде всего, своим шармом, атмосферой, если хотите. Кто бы что ни говорил, но это – один из ключевых компонентов любого фильма. У каждой картины должно быть своё «лицо», свой характер, она должна выделяться из множества своих собратьев по жанру; ведь, как известно, все сюжеты уже давно были придуманы, и всякий, даже самый захватывающий сценарий можно свести к обобщённой классификации (Отходя от темы, я бы посоветовал познакомиться с «Тридцатью шестью драматическими ситуациями» Жоржа Польти, которые наглядно демонстрируют невозможность сюжетных новшеств).
Эта картина относится к так называемому «спокойному кино», в котором нет места навороченным спецэффектам, масштабным взрывам/крушениям/боевым действиям, перестрелкам и даже компьютерной графике. Смотреть его, на мой взгляд, желательно дома (да простят меня создатели и прокатчики), в условиях тишины и покоя, полностью погрузившись в «созерцание прекрасного», сопереживая принцу вплоть до его коронной речи, ставшей своеобразным экзаменом всех его достижений.
Дня начала (если это ещё можно назвать началом) стоит отметить интересный контраст, фоном проходящий через весь фильм: королевские дома и резиденции сменяются более чем скромной квартиркой Лога, что позволяет совсем не лишний раз почувствовать разрыв между богатой элитой и нищетой, цель которого – понять, что чувствовал наследный принц, «опускаясь» до подобного уровня, проводя занятия со столь «сомнительной личностью» не Бог весть где. Однако даже декорации пристанища Лайонела и его семьи выглядят не просто естественно, но даже красиво. Обстановка каждого помещения и каждой улицы, в которых происходят действия, радует глаз. Несмотря на обилие «комнатных сцен», по нескольким «уличным кадрам» формируется полная картина Лондона и его окрестностей в те годы: помимо классических английских дождя и тумана, здесь и серые улочки, широкие мостовые и скверы, чарующая архитектура и, конечно же, разномастные гражданские, простые обыватели, верные подданные королевской семьи.
Главным же достоинством фильма, безусловно, является его основа – диалоги. Слушать разговоры героев, всё равно, что слушать классическую музыку: и эстетически приятно, и на душе становится легко. К сожалению, здесь стоит отметить один крайне неприятный факт, а именно - русскую локализацию. Что может убить фильм, построенный исключительно на разговорах? Верно, натуральное извращение и искажение этих разговоров. К переводу у меня претензий нет – всё на высшем уровне, однако озвучка просто убога. Голоса героев похожи друга на друга так, словно текст читал один и тот же человек. Невольно возникает вопрос: локализаторы специально подбирали похожи тембры голоса? Да и сами голоса сонные, слишком медлительные и «неповоротливые», под эмоции подстраиваются с трудом и не вовремя, речь героев утратила яркость и лаконичность. Я бы мог предположить, что причина этого – русский язык, ибо он гораздо объёмней английского, но за опровержением этого предположения далеко ходить не надо, достаточно просто взглянуть на фильм «Социальная сеть», где вся динамика разговоров была сохранена при переводе. В общем, настоятельно рекомендую всем смотреть фильм в оригинальной озвучке (и пусть «языковой барьер» не будет вам преградой: смотрите с субтитрами).
Под стать изображению и саундтрек: работы Александра Деспла, сдобренные под конец классикой Бетховена и Моцарта, поднимают фильм на новую высоту, а операторская работа Дениэла Коэна не позволяет оторваться от экрана. А вот на игре актёров стоит остановиться поподробнее.
Безусловно, все сыграли на высшем уровне, просто превосходно. Такие таланты не могли сыграть иначе. Но здесь-то как раз и кроется капля дёгтя, и надо сказать довольно неприятная. Меня сперва обескуражил, а затем и разочаровал Тимоти Сполл, сыгравший в фильме знаменитого Уинстона Черчилля. Безусловно прекрасный аткёр играл здесь на удивление топорно и нарочито грубо. Я не знаю, каким был Черчилль в повседневной жизни, но в «Короле» перед нами предстаёт гротескная, узлишне утрирующая «бульдожью внешность» пародия на оригинал. Моменты появления (и особенно речи) Сполла-Черчиля на экране – самые неудачные моменты.
Подводя итог вышесказанному, могу сказать только одно: фильм шедеврален. Каждая минута (с натяжкой, даже эпизоды с Черчиллем) подобна картине художника Эпохи Ренессанса, каждое слово, произнесенное кем-то из героев словно написано русским классиком. И хотя фильм не несёт особой смысловой нагрузки (кроме идеи о том, что надо верить в себя и идти до конца), я настоятельно рекомендую его всем киноманам (и не очень), как в высшей степени качественный и эстетически прекрасный представитель своего жанра.