Через испытания, через трудности, через познание к желаемой вершине и к мудрости. Через сомнения к вере. Фильм Энга Ли в основе своей посвящен именно этому. Однако я до сих пор не могу понять как такую тему, такую книгу умудрились превратить в визуальную пустышку.
Чтобы разобраться в этом, я постарался отбросить самый весомый аргумент в пользу фильма - это естественно картинка. Что уж тут говорить, спецэффекты последнее время существенно облегчают жизнь режиссерам. Если раньше бенгальского тигра долго дрессировали бы перед тем как запустить в лодку, чтобы он просто не съел сидящего в той актера, то теперь его рисуют даже лежащим в клетке. Конечно нарисован он просто восхитительно, от настоящего не отличишь. Как в прочем и другие звери, да и корабль, да и зеленый остров посреди океана, да и сам океан, да и некоторые люди. Все это очень красиво и замечательно, местами даже забавно. Этому способствует и операторская работа, и несколько перехваленный 3д, который раздвигает границы экрана и выпускает в зрительный зал полетать птичку. Визуально жизнь мальчика Пи получилась если и не шедевром, то по крайней мере близко к этому, а вот с сюжетом вышли накладки.
Перед тем как пойти в кино я с интересом прочел книгу Янна Мартела, чтобы улучшить восприятие, поэтому могу со всей уверенностью утверждать, что книги в фильме не так уж и много. Даже сказать, что сохранены ключевые события, не получится. Да, многое есть, но сколько истории Мартела осталось за кадром... То ли создатели стремились сократить бюджет, то ли еще что, но многих эпизодов вы в фильме не найдете, весьма любопытных эпизодов надо сказать. Зато несколько совершенно никак не влияющих на основную историю сцен создателями было добавлено. Этакая отсебятина еще больше портит рассказ. Однако самое главное, что страданий Пи не то, что душевных, но и физических особо не заметно. Даже поголодать актера несколько дней не заставили, отощавшим он не выглядит, как ни крути. Совершенно пресные сцены встречи писателя с выросшим Пи скорее мешают фильму, чем помогают ему. При этом вначале этих сцен излишне много, а на время всего странствия мальчика они испаряются и не дают о себе знать вплоть до конца фильма. Это еще больше режет восприятие истории. Несколько мешает этому и попытки сценариста вставить юмор. Забавными выглядят лишь крохотные зверьки, а все остальные потуги создателей разрядить атмосферу вызывают в лучшем случае полуулыбку. При чем куда уж там разряжать атмосферу? Она и так донельзя разряжена. Может на меня повлияло прочтение книги перед самим фильмом или еще что, но я ловил себя на мысли, что мне просто неинтересно. Даже ни чуточки не любопытно, как и что будет дальше. При том, что фильм вроде бы даже не очень скучный, он вызывает ощущение сухости. И не только во рту.
Игры актеров в фильме особо и нет. Сурадж Шарма (юноша, исполнивший роль Пи) играет по большей части убедительно, но на этом актерская игра фактически исчерпывается. Компьютерный тигр его явно переигрывает. Все остальные роли второго плана аккуратно отодвигаются создателями на третий и на четвертый, и запоминается разве что Ирфан Кхан, потому что его роль взрослого Пи хотя бы эмоциональна. Иногда.
Музыкальное сопровождение композитора Майкла Денна не мешает просмотру, но и не делает его интереснее. Тонкая ненавязчивая музыка мягко вливается в действия и так же мягко отступает, так что особо даже не замечаешь, когда она есть, а когда нет.
Энг Ли молодец в том плане, что не побоялся экранизировать такой не простой роман, но попытка вышла не очень-то удачной. Есть весьма удачные режиссерские решения и находки, но по большей части фильм не смог продемонстрировать того, что по идее должен был. И это пожалуй, его самый большой минус.
Вот уж чего я не ожидал от нового фильма Энга Ли, так это того, что он будет никакой. Ни плохой и ни хороший, а никакой. Ни эмоций, ни каких-то впечатлений он не оставил. Фабула вскользь задела сознание и улетучилась, так что скорее вспоминаешь книгу и хочется обсуждать именно ее. Через тернии меня спустили на землю, так и не дав взлететь к звездам.