Воистину, режиссер «Щелкунчика» проделал гигантскую работу.
Чтобы замахнуться на постановку Гофмана, нужно быть в затяжном творческом кризисе, когда, выражаясь словами Л. Филатова, «Злато ищут и в золе». Те, кто пробовал читать «Золотой горшок» или «Крошку Цахеса» Гофмана –поймут о чем я. И если вы не запустили книгу после первых 20-ти страниц с диагнозом «Муть редкостная», то были вознаграждены нахождением смысла в дальнейшем повествовании.
К середине написанное наконец-то обретало что-то отдаленно напоминающее сюжет и даже некоторую логичность. Видимо, Гофману надоедало пороть чушь, и начиналось нормальное повествование. Впрочем, насчет «Щелкунчика» могу ошибаться. В конце концов, Гофман, так своевольно приписавший к своему имени моцартское Амадей, априори должен претендовать хотя бы на толику гениальности своего тезки. И вполне возможно, что «Щелкунчик» - лучшее произведение автора за все годы беспробудного творчества.
Тем не менее, спасибо режиссеру сказки за то, что он отсек весь тот бред, в который, словно в аляпистую рамку заключено творчество Гофмана.
Немного о самом мульте.
Отдельное внимание стоит уделить музыкальным темам. Не удивлюсь, если когда-нибудь подтвердится, что мегаидея ставить в качестве саундтреков классику принадлежит именно режиссеру Щелкуна. А потом ее дружно скомуниздили мэтры запада. Тарантино с темой одинокого пастуха в «Убить Билла» и даже «Бумерки» не погнушались, вставив темы Амадея Моцарта…
Сам мульт кишит, т.е. изобилует образами. Но образы эти до того хаотично разбросаны, что ваш покорный слуга теряется в поисках главной мысли. Сначала зрителю обрисовывается тема потребления в канун НГ: много детей, ходят вокруг елки, а потом дружно и не очень дружно жрут все подряд. И уже здесь перед зрителем предстают разные характеры. Так, хоровод не строен, из ряда выделяются двое, но вот кто это: аутсайдеры или лидеры - режиссер оставляет на домысливание зрителю. Неординарно выписан образ мальчика-толстячка, сначала он помогает всем раскалывать орехи с помощью Щелкуна, что говорит об отзывчивости ребенка, но потом, столкнувшись с особо твердым орехом, оставляет попытки его расколоть - а это уже тема слабоволия, неумения идти до конца, нецелостности натуры.
Вот так много можно увидеть в самом начале мульта. Не успевает зритель проникнуться симпатией или антипатией к новоиспеченным персонажам, как вдруг, сюжет совершает резкий вираж и переключается на девочку-наблюдательницу. Все прежние герои исчезают, словно Орладно Блум и Кира Найтли из всем известного сериала про Карибы, о продолжении франшизы свидетельствует только Щелкун, да и девочка на которой фокусируются все дальнейшее повествование.
В этот момент, кажется, открывается главная линия сюжета! Это ж один из прородителей, фильма «Пикап. Съём без правил». Во всяком случае, зритель наблюдает классический пример ловли «на потеряшку»: несчастный Щелкун с грецким орехов в плотно сжатых челюстях оказывается приголубленным девчонкой. Далее следует его душещипательная история о травме, полученной в детстве от крысы-мутанта. Кстати о ней. Не будем забывать, что мульт снят во времена СССР. А тогда, как известно, был в чести серп ил молот, а двуглавый орел в опале. Избежать сравнения герба имперской России с трехголовым побежденным крысом очень трудно.
Для любителей экшена режиссер также неплохо постарался. Снабдил мульт нормальной такой сценой баталии. Прослеживаются и нотки феминизма. Как вы помните, мутанта о трех головах замочила девочка своей туфлей. Этакая эмансипация, придающая мульту современное звучание.
О том, что это мульт и сказка на НГ нам как бы намекает хэппи энд. Но и заключительный фрагмент обладает, выраженным через символизм, глубоким смыслом. Нравоучение, свойственное для всего сделанного в СССР и здесь находит свое место.
Когда зрителю показывают огромные сабо и куски Щелкуна в финале, режиссер как бы намекает, что мусор за собой надо прибрать.
Второй подтекст: заделалась девочка принцессой и перестала уважать труд себя, вчерашней уборщицы, бросила работу наполовине.
Таким образом, мы наблюдаем закольцевание сюжета: не в том смысле, что герои поженились, а в схожести образов. Помните в начале мальчик не расщелкал орех, а бросил дело на половине? И девочка оставила уборку незаконченной.
В общем, праздность праздностью, а убирать за собой –таки надо.