Знаете, что ни в коему случае нельзя делать перед просмотром этого фильма? Правильно, смотреть оригинал Куросавы. Наверное, банально будет сказать, что по сравнению с "Семью самураями", "Великолепная семерка" выглядит разухабистым цирком с конями и револьверами, от которого за версту несет напыщенным то ли самодовольством, то ли несварением кинопленки. Но вот я сказал - теперь можете звать меня Кэпом и обвинять в злоупотреблении трюизмами. Просто промолчать было невозможно.
Да, творение Куросавы - черно-белое, сражения поставлены как в китайском театре эпохи, например, Мин (будем надеяться, что у них тогда уже был театр), а актеры, подгоняемые пряниками и кнутами, играют как в Кабуки (наследие, чтоб его), то есть манерно до безобразия. Но знаете что? Все эти претензии меркнут и бледнеют на фоне постановки, благодаря которой порождение 50-ых смотрится как блокбастер нулевых. Ну вы поняли, дальше в степь не захожу, поскольку это достойно отдельной даже не рецензии, а аналитической статьи.
"Семерка" же - типичнейший вестерн эпохи Джона Уэйна, при все моем уважении к этому жанру - в плохом смысле. Хорошие парни хороши, плохие - такие плохие, а все вместе - лощеные и однобокие, и все вокруг, простигосподи, такое гламурное, что быстро понимаешь, отчего вестерн как жанр тихонько помер, пока какой-нибудь мрачный нуар и тот же Куросава по кирпичикам помогали складывать фундамент современного кино. А в отдельных случаях оказывали влияние и на сам вестерн - Серджо Леоне не даст соврать.
Даже как представитель своего рода "Семерка" производит впечатление сборной солянки. Начало, правда, смотрится неплохо - герои подтягиваются, готовятся, знакомятся, без провисаний и откровенных дутостей. Только вот потом сценаристов начинает нести хрен-знает-куда и все идет по наклонной, сюжет заболевает липовостью, что ясно видно по симптомам, вроде столь же внезапного, сколь и глупого бла-ародства главного злодея. Которому, к слову, вероломные положительные персонажи отплатили подлой монетой. Герои дружно скачут из стороны в сторону, и эти метания напоминают терзания юной ранимой аристократки меж двух зол. В общем, все весело, хоть и без песен, летит к чертям.
И даже плеяда именитых актеров не спасает положение. Выразительный Юл Бриннер соревнуется со Стивом МакКуином в перетягивании зрительского внимания на себя. Чарльз Броснон привязывается к местным детишкам, пока Брэд Декстер гоняется за сокровищами, которых нет. Джеймс Коберн играет в Сэйдзи Миягути, а Хорст Буххольц примеряет на себя сразу два "самурайских" типажа. И прочие. А фильм не складывается. Характеры прописаны, персонажи яркие, но создается впечатление, что вся эта группа ошиблась съемочной площадкой, да по инерции доиграла до конца. Не бросать же начатое. Разве что Элай Уоллах оказывается на своем месте, репетируя будущего Туко. Эгоистичный, пусть и неестественно справедливый Кальвера, который здесь суть единственное положительное отличие от фильма Куросавы - у зла появилось не только лицо, но и имя с характером.
Ограничиться можно вступлением - напряженные и эмоциональные похороны индейца достойны того, чтобы их посмотреть. И на том закончить, сменив в проигрывателе диск или в плеере файл. Щедрый оригинал взяли и обобрали до нитки, да только сперли не то и не в тех пропорциях. Вот ремейк и не получился.