"Сумерки" закончились. Не знаю даже, радоваться или расстраиваться. А причина этой неопределенности в том, что серия, выдавшая нам после столь интригующей завязки от Кэтрин Хардвик ну очень растянутую и бессмысленную киночереду из "Новолуния" и "Затмения", которыми можно было с особой жестокостью убивать парочку часов своей жизни (хотя, в "Затмении" был экшн! Ага, вставленный, как мне казалось, только из-за наличия в книге, а весь остальной хронометраж с чистой совестью отдан на растерзание хладно-пылкой страсти с диалогами... сами знаете с какими), на финальных аккордах, собственно, пребывания на экранах раскрывает весь потенциал. Те надежды, которые можно было возлагать на концовку истории о хищниках из человеческого общества после просмотра затягивающей кого угодно с головой первой части "Рассвета", полностью оправдываются по просмотру части второй. И основной провакатор положительного к ней отношения - действие, содержательное и относительно устойчивое, разворачивающееся в темп со стремительными движениями главных противников вервольфов, а в развязке присутствует даже очень приличный катарсис.
"Сумерки. Сага. Рассвет. Часть 2" так и напрашивается на сравнение с "Гарри Поттером и Дарами Смерти. Частью 2" ввиду схожести по целевой аудитории, популярности, величине фанатской базы и постановке по бестселлерам. Если финал поттерианы, к книгам которой я питаю глубокую симпатию, выделился не только зрелищностью, но и характерной для предыдущих 3-х фильмов "Гарри Поттера", снятых Дэвидом Йетсом, поверхностностью сказа, удалением сцен нужных и добавлением ненужных, вследствие чего книга все равно осталась намного лучше, чем экранизация его странного видения режиссером, то последнему фильму "Сумеречной" саги с постановщиком повезло больше.
Да не буду судим и освистан мужской половиной юзеров сайта, все ж книги все эти авторства Стефани Майер я в свое время прочел. И "Рассвет" уж точно не был самым экранизуемым из всех 4-х книг. И уж тут нужен был домысел, который удачно бы гармонировал с моментами, уже описанными в первоисточнике. Полученный результат - просто огромный домысел со стороны Мелиссы Розенберг, который (представьте себе!) картину только красит, причем, однозначно, впечатление от фильма в разы сильнее, чем от одноименной книги.
С приходом на режиссерское кресло Билла Кондона наблюдается нечто невообразимое: "Рассвет" со всем шлейфом скептицизма и предвзятости к нему, получился действительно великолепным финалом довольно-таки унылой и фальшиво-наигранной, но культивированной по всему земному шару и все же популярной истории уже всем знакомых персонажей. Вторая половина "Рассвета", как и первая, получилась весьма крепким кино, разведенным с минимальной и не успевающей заставить погрязнуть в сон дозой уже взаимовампирских любовных премудростей, благодаря чему нам (подразумевается "мне") уже второй год выдается возможность видеть отнюдь не посредственную экранизацию довольно-таки посредственного романа.
Энтузиазм Билла Кондона, видимо, передался и исполнителям ролей, как главных, так и второстепенных. Хотелось бы подметить, что кастинг по ролям так-мною-называемых "зарубежных вампиров" проведен с блеском. На постерах они, по большому счету, выглядели как случайный сброд, на деле же получилась довольно своеобразная и по-своему обаятельная компания, к которой можно даже обнаружить к концу фильма некое подобие привязанности.
Что ж, а теперь перейду к главным героям действия сего. Белла, чей новый облик мало чем отличился от прежнего, человеческого, в исполнении Кристен Стюарт совершенно не подходит на "должность" матери, что она отчаянно и тщетно и пытается опровергнуть. Другое дело - роль новообращенной жены-вампирши. Тут уж все выглядит естественно и приреканий серьезных не вызывает.
Отец молодого семейства, Паттисон-Каллен, мало чем удивляет, но свою роль, в основном, исполняет исправно: холодно, немногословно и как бы с нежностью в нужные (а для кого - ненужные) моменты. "Как бы" выделить стоит определенно, хотя, может, не мне судить.
Тэйлор Лотнер, имевший возможность блистать во всей красе и имевшемся мастерстве в "Рассвете. Части 1", во второй части передает пальму первенства мисс Стюарт, сам удачно отходя в ее тень. Тем не менее, роль вышла добротная.
У Вольтури общей выразительностью отличались лишь Аро и Джейн в исполнении Майкла Шина, Дакоты Фаннинг соответственно.
Касательно дочери Беллы и Эдварда, Ренесми, тут все предельно прозаично. Она есть, и все тут.
Общее художественное оформление последних "Сумерек" резко отличается от ранних обилием компьютерных эффектов, расширением ареала мест действия (в предыдущих же из небезызвестного Форкса повествование зрителя существенно никуда не переносило) и непредсказуемостью развязки сюжета. Из прежних плюсов - музыка и красивые пейзажи, как заимстванные из предыдущих фильмов серии, так и нововведенные, а также операторская работа. Недостатков существенных для кино, подобного "Сумеркам", тут отыскать довольно трудно, так как работа проделана предельно качественно. Единственная придирка возникает к уместности юмора: не знаю даже, плюс ли это картины или минус, так как "перевариваемость" их растет по мере углубления в фильм, а фанатам, вероятно, и вовсе их уместность сомнений не вызовет.
В конец анализа фильма можно вынести, что благодаря Биллу Кондону "Сумерки" претерпели самую заметную метаморфозу, причем в положительном направлении. И горько осознавать, что, к примеру, вторая часть, "Новолуние", была б не настолько безнадежна для восприятия разумом, не привязанным к творению Майер, если б ее съемки были поручены подобному в своем роде новатору. Весьма жаль. И одновременно радостно от осознания того, что знаменитая серия эта кончается в достойной, красиво снятой и поставленной, ошеломительной форме.