Кино - это искусство. Не всегда, правда, качественное, местами совершенно без намека на какую-либо искру. И все-таки почему-то всеобщее значение всех фильмов складывается именно в фразу, сравнимую как-раз с чем-то творческим, осмысленным. Суть эта объясняет многое...
"Район №9" - дебют Нила Бломкампа под надежным плечом кинотитана Питера Джексона. Этому режиссеру удалось снять проект, который при всей своей дешевизне и неприметности в огромном списке фантастики все же умудряется являться чем-то куда более эффектным, нежели большинство из тех же самых статных, дорогих "фантастических байках" о типичном и заштампованном. Это, как минимум, поражает.
Особое внимание в вопросе превосходства фильма стоит уделить его жанру: ну где-где, а в фантастике долджно бы быть безграничной свободе для полета мысли, фантазии, но... так ли оно на самом деле? Очевидный факт, что данное ответвление кинематографа уже давно забродило в тонне штампов, ему не свойственных. А ведь это все отчего произошло? Идей новых практически и нет уже...
Уверен, никто не будет спорить с тем мнением, что в картинах на пленке, ровно как и на холсте художника обязательно должен быть смысл, какая-то суть, которая цепляет . Но ведь нельзя же назвать настоящей сутью то большинство морали и "нравоучений", которые "втиснуты" в какой- либо проект, в силу придачи ему хотя бы какого-то смысла (ну так, с виду). Так вот, вся эта тенденция с производством и бизнесом в кино, сведению творческого дела с "ГОСТ-ом" привела к тому, что не каждый год зритель уже может порадоваться чему-то, действительно, зрелищному, качественному и эффектному одновременно. Потому куда ценнее наш "Район", где сюжет, смысл, проблема и мораль - это, на самом деле, идеальное сочетание элементов человеческой мысли. Звучит, конечно, опрометчиво, но...
Иначе и не скажешь. При этом, самое интересное, что идею здесь можно выделить отдельно, поставить выше самой картины. И как-то это все немного странно с непривычки: конечно, и операторская работа, и музыка, и декорации с эффектами - все это тоже шикарно, даже безупречно, но вот только термин "сила" ( в том смысле, в каком он употреблен здесь) уместен только тогда, когда говориться именно про смысл. Очень редкое явление все же, ведь обычно принято хвалить актеров, операторов и прочих трудяг, которые подарили нам пару часов удовольствия. А тут...
Собственно, в чем же заключена эта суть? Сказать про нее тут можно лишь то, что она до безобразия проста и, в тоже время, сложна до безумия. Иначе сформулировать, действительно, трудно. Наиважнейший вопрос человечества - проблема его ценностей, которые, как известно, заключаются в одной лишь прозаичной фразе: "делай добро" - вот что тут главное. Вроде бы не совсем понятно, что именно подразумевается под этим размытым и многобоким понятием. Да и как именно это все можно разглядеть через призму кино...? На все это Нил Бломкамп дал свой ответ...
Буквально с самого начала и до самого конца вопрос человечности, как нигде более, стоит в фильме непрерывно, становясь чуть ли не единственным заглавным мотивом.
Все время развиваясь, он как бы показывает видение современного человека, его страхов, проблем и переживаний по поводу нежданных "гостей". Удивительно, но сама же реакция обычного зрителя при просмотре всего этого и есть главная мораль фильма: любой будет осуждать поведение людей в картине, поведение главного героя, наверно, даже поведение всех, кроме бедных и несчастных инопланетян. Нероком возникают мысли какие же мы все-таки... плохие, до жути неправильные. Думаю, за одни только этим раздумья, которые смог внедрить в наши умы режиссер, ему уже можно памятник ставить, как человеку, который попытался как можно жестче, больней высказаться о насущном...
Но Вы вполне можете спросить, что именно здесь ново и необычно, ведь довольно-таки много фильмов показывали нам уже эту человеческую несправедливость и жестокость? И таки да, действительно, это все чистейшая правда. Но доселе, скорее всего, настолько глубоко и жестко вопрос морали в фильмах не вставал.
Здесь отчетливо видны грани между добром и злом, а именно полнейшее отсутствие добра, как такового, на протяжении практически всего хронометража. Действие все время в напряжении, в голове то и дело возникают какие-то отрицательные эмоции, сродни отвращению, страху или злости. Это все очень давит на психику, и голос где-то внутри начинает таки шептать, что, дескать, все, что происходит - это неправильно. Поступки людей, реальность - все крайне неблаготворно влияет на общее восприятие. Поневоле начинаешь злиться на мир, на его чрезмерную несправедливость. Оттого хорошо и правильно, что на самом конце повествование дает долгожданный крюк в пользу добра, как некий балласт, удерживающий фильм от всепожирающей агрессии. Наконец-то нам начинают показывать, что добро есть, оно вполне реально, хоть и зачастую трудно различимо и развиваемо. Одним словом, финал на всеобщем фоне, без сомнений, превосходен.
Мораль же и суть фильма больше всего сконцентрированы на главном персонаже. То, как он переходит с одной крайности на другую очень интригует. Становление его личности, все те беды, которые он, как-будто специально, в наказание получил и то, как он их все переживает является хоть какой-то отдушеной всем неравнодушным. Дескать, еще не все потеряно с моральными принципами. Надежда есть...
Все остальное же составляющее - это огромный, колоритный фон, который входят: отличные декорации, неплохая музыка, множество персонажей, дискриминируемые инопланетяне (о которых можно написать отдельную рецензию) , все человечество, до жути жуткой устрашающий грим... много всего интересного. Но это все позиционируется, как приправа к самому блюду отнюдь не потому , что то не интересно или "расплывчато". Просто, как уже говорилось ранее, проблема, мораль фильма, заключенная возле главного персонажа, действительно, просто нереальна хороша, хоть и довольно-таки обыденна на первый взгляд. И все составляющие этого фона ее вовсе не оттеняют, нет, а наоборот, троекратно увеличивают, вознося на небывалую доселе высоту.
В итоге крайне удачное сочетание элементов, каждый из которых ,как заглавный мотив - просто рвет наповал. Зашкаливающее напряжение "Района №9", его смысл, его посыл и глубина - это СИЛА и МОЩЬ в настоящем, неразбавленном виде. Советую каждому посмотреть эту душещипательную драмоужастриллерфантастикокомедию, ни в коем случае не откладывая на потом. Ведь когда еще Вам удастся увидеть настоящий эталон качества фильмов?
PS: Невольно в завершении всех раздумий и умозаключений возникает мысль, что все-таки именно такие проекты и держат пока еще планку кино, как искусства... И, дай-то бог, пусть всегда будет так. Всегда!
10000 из 10