Десятилетию выхода в прокат посвящается...
Давно ставшая культовой игра "The tomb raider" на стыке второго и третьего тысячелетий наконец-то была экранизирована усилиями компании Paramount. Теперь, спустя 10 лет я попытался разобраться, насколько удачной оказалась это попытка. Вот, что получилось:
Начну с плюсов. Во-первых, сама Лара. Она, на мой взгляд, получилась очень органичной -продумано почти все: характер, поведение, аксессуары. Выбор актрисы - стопроцентное попадание: здесь и прекрасная физическая форма, благодаря чему Анджелина сама исполняла все трюки, и тот факт, что Лара - женщина-бунтарка, живущая по своим правилам, весьма похожа на саму Джоли и сыграна ею весьма убедительно. И даже несмотря на "малиновую" номинацию может быть занесена скорее в ее актив, чем в пассив.
Во-вторых, остальные персонажи. Здесь тоже все достаточно хорошо. Даже такие, казалось бы, второстепенные персонажи, как дворецкий Хиллари и компьютерный гений Брайс, получились колоритными и оживляют и без того нескучный сюжет. Главный злодей Манфред Пауэлл (Иен Гленн), который еще и до кучи оказывается убийцей лорда Ричарда Крофта, здесь, в отличие от второго фильма, где Ларе противостоит эдакий карикатурный Саакашвили, является достойным противником: он умен, хитер, местами даже обаятелен, имеет представления о чести и достоинстве, что, правда не мешает ему регулярно ими пренебрегать, а если вспомнить его пристрастие к Востоку, что проявляется в интерьере и молчаливого темнокожего слугу - начальника охраны, то мистер Пауэлл вполне сойдет за современного графа Монте-Кристо. Герой Дэниэла Крейга также выглядит весьма качественно, однако у него было недостаточно экранного времени, чтобы раскрыться полностью. Самым слабым звеном в команде актеров. снявшихся в этом фильме, был, по моему мнению, Джон Войт, исполнитель роли лорда Крофта. В сценах с его участием, этот актер демонстрировал абсолютно безэмоциональную и бездарную игру.
В-третьих, сюжет. Отбросим тот факт, что он здесь, как и в большинстве голливудских фильмов, мало пересекается с реальностью и взглянем на него лишь с композиционной точки зрения. Сюжетик построен очень даже неплохо, он довольно прост, но от того не менее интересен, а главная мысль, которая должна быть донесена до зрителя - это разрешение старого как мир литературного спора, о том, что же важнее: любовь (в данном случае - любовь дочери к отцу), или долг. И здесь все достаточно предсказуемо, и, в оправдание сценариста, неизбежно - долг перед человечеством всегда должен превалировать над личными интересами и желаниями
Наконец, в-четвертых, несомненным плюсом данного фильма является операторская работа. Она если и не идеальна, то близка к тому, чтобы быть таковой. Чего стоят хотя бы съемки Анкора (где вы еще такие найдете?). Но и в динамичных сценах ничего не осталось за кадром. Все снято очень качественно, без намека на халтуру, да и вся картина в целом, сделана, если так можно сказать, от души - фильм пронизан непередаваемой атмосферой приключений и тайн, чего так не хватает во второй части, и смотрится, буквально на одном дыхании
Теперь, о недостатках, от которых, в любом случае, не уйти. Главным недочетом я считаю совершенно пресную любовную линию между Ларой и Алексом. О их отношениях известно только то, что они существуют, да и то последние сомнения на этот счет исчезают лишь в самом конце, в сцене гибели героя Крейга, а до того момента все взаимоотношения двух этих героев сводятся к тому, как бы обмануть и обокрасть друг друга. Собственно, это – единственный крупный недостаток, который следовало бы вынести отдельным пунктом: остальные находятся на уровне ляпов и допущений, совсем без которых обойтись нельзя.
Ну а в целом весь фильм, с художественной точки зрения, представляет собой весьма удачную законченную композицию, более того, совершенно неуместным выглядит его продолжение, так как Лара Крофт, ведь не от нечего делать скакала по памятникам ЮНЕСКО, занимаясь расхищением социалистической собственности. Ей были нужны не деньги и не слава, как предположил Алекс Уэст, все это время, Лара преследовала две разноплановые цели: спасти мир от того, что Треугольник Света попадет в плохие руки, к чему ее еще в детстве готовил отец и отомстить за его (отца) смерть. И вот, после финальной битвы в Разрушенном городе, когда Лара, наконец, побеждает, эти цели исчезают, они как бы взаимно аннигилируют, и из этой вспышки, как Феникс из огня, появляется совершенно другая Лара Крофт. У нее более нет резона продолжать проматывать фамильное состояние на свои археологические экспедиции – она выполнила свое предназначение и теперь могла зажить обычной, человеческой, жизнью. Тут-то эту франшизу можно было бы и прикрыть, оставив в памяти зрителя. Пусть один, но качественный фильм. Однако, в пустой погоне за деньгами продюсеры зачастую забывают о прекрасном. Так случилось и в этот раз: наконец-то надевшая платье, Лара, вновь берется за пистолеты, и, нацелив их куда-то в зрительный зал, всем своим видом показывает: «Ждите продолжения!» Ну что, ж, дождались…
Подводя черту под всем вышеизложенным, можно сказать – да, этот фильм не шедевр, но он и не претендовал на это звание. Что бы там не говорили недоброжелатели, «Лара Крофт» - это явление в мире кинематографа, самобытное и достаточно оригинальное, потому, я считаю, что этот замечательный фильм должен быть оценен достаточно высоко, в районе 8-9 баллов. Но я, тем не менее, поставил 10, потому как Анджелина просто божественно красива. Впрочем, это уже субъективизм...
Че Бурашка.
Гора Бумеру, вечность, весна