Продолжать популярные раскрученные сюжеты - практичность, свойственная многим компаниям. Они держатся за такие франшизы и стараются, вкладывая в их продолжение. Иногда приходится менять героев, иногда режиссеров. Бывает общее между частями целого, найти и не каждый сможет. Получается у всех по-разному. Часто провал становится концом цепочки. Некоторые делают работу над ошибками, снимают и после провалов новые части - главное прибыль. Именно благодаря черте - не заканчивать финальной точкой, в возможном апогее - появляется вариант вновь увидеть кино с именем Борн в названии.
После "расставания Борна" с Полом Гринграссом и последовавшим за ним отходом от дел Мэтта Дэймона (надеюсь временным) на базу решили не приглашать стороннего кризисного менеджера и уж тем более молодого юнца, а поставили проверенного годами в фирме человека. Тони Гилрой трудом доказал свою приверженность проекту. Написав сценарий "Адвоката дьявола" и "Армагеддона" Гилрой отдает практически пять лет Борну. И после тех же пяти лет без значимых проектов (если не считать не замеченного в массах "Майкла Клейтона") возвращается не только сценаристом, но уже и режиссером к знакомому герою. Но героя то, нет.
Значит, продукт должен быть новым - иначе обвинят в подделке, копировании и вынесут вердикт " В корзину" заочно... И тут, на полки киноиндустрии Гилройем выставляется Аарон Кросс (Джереми Реннер). Новый агент, с присвоенным номером, в очередной правительственной программе, не совсем похож на знакомого нам по трем частям Джейсона Борна. Что нового на витрине мы видим? Фактура героя, его чувства, его память, его общение с окружающими, даже мышление другие. Из прежнего - это рукопашный бой, желание прыгать по крышам, использование подручных средств - все комплектующие с одной фабрики. Плюс компания "добрейших друзей" в каждом закоулке любой точки мира, норовящих "отблагодарить" за былые заслуги. Товар, он же агент, для выхода на рынок режиссером-директором был генномодифицирован и снабжен новой антуражной упаковкой с лозунгом: «В игре всегда несколько фигур» . Главные яркие черты обрамления - новое руководство, в лице Эдварда Нортона и, что уж там кривить душой и так всем понятно, замечательной спутницы, по крайней мере на эту часть, Рэйчел Уайз. И если в игре Нортона необходима, по большей части, техничная проработка диалогов со всей гаммой чувств в диапазоне от неуверенно спокоен, до хладнокровно убедителен, то Рэйчел пришлось выложить почти всё, от беспечной весёлости - до всевозможных страхов и видов паники, от былых сердечных воспоминаний - до яркой беззаветной преданности. Её игра и её роль в фильме - яркий перпендикуляр всей предыдущей трилогии. В плане аналогичного женского присутствия незначительные совпадения найти можно лишь в первой части серии (ещё одна параллель, если предполагать трилогию).
Но на этой ноте мы переходим к открытию купленного товара и непосредственно заглядываем внутрь упаковки (с которой зная предыдущие части могут сделать что угодно в дальнейшем). Сам продукт, ой т.е. главный герой, Реннером играется вполне уверенно и желанно для актёра. Халтурить в первой мировой (употребляю это прилагательное намеренно т.к. о "Повелителе бури " в его исполнении не каждый знает и мало кто помнит) главной роли было бы попросту полнейшей глупостью. Главное отличие от оригинального Борна видится при крупных планах. Во взгляде прежнего героя читался вектор действий, но с жизненной потерянностью, страшась узнать правду. Новая версия смотрит на мир открытым взглядом, зная цель и методы, но опасаясь будущего.
Физика и механика действий нам новой не покажется после ребрендинга. В паре мест даже вызовет дежавю. В общем отличие лишь в этом, да в сценарном амплуа героев, хотя для многих дело в харизме Деймона и Реннера. А харизматичность сравнивать не буду - дело вкуса.
О спецэффектах можно сказать лишь одно - на данный момент средний уровень. Это же можно сказать и о операторской работе. Правда местами проскакивают знакомые франшизные ракурсы, и это не дань памяти - просто "фирмА" одна, что сразу кожей ощущаешь. О музыке сообщить не могу ничего конкретного. Для меня она по большей части фоном прошла за событиями картины. Но первые же знакомые звуки "Extreme Ways" в финальных кадрах сразу рождают бурю смешанных между собой эмоций и воспоминаний - приятно!
Типажи агентов, на полке магазинов, отдаленно смахивают друг на друга и у прочитавших может возникнуть вопрос - значит ли это, что у нас родилась грамотная модификация, для поклонников Борна, или родился вредный клон, искоренивший чистый прочувствованный продукт? Однозначного ответа я дать не могу. Мне фильм понравился несмотря на противостояние, и в то же время осознавание, главного сценарного ГМО фильма. В наличии продолжения я уверен, но безусловно успешным (говорю лишь о кассовых сборах) оно будет только при возвращении натурального Борна. И здесь речь не о игре Реннера или о том насколько он популярен, а о том что в сердце зрителя. А в сердце десятилетней давности, воспоминание о молодом Джейсоне идущем в порванной кофте по заснеженной улице, уверенной, но торопливоопасливой походкой. Идущим навстречу к самому себе...
Что ждет его? Думается, ещё увидим.
Возможна и встреча с Аароном Кроссом впереди...
Возможна и режиссёрская команда Борну от Деймона...
Не лишена продолжения и отдельная Кроссиана...
А может яркий мир кинематографа нас удивит своей непредсказуемостью. И мы увидим не продукт, а шедевр, за что все мы и любим кино!