После череды невнятных продюсерских и режиссёрских проектов, господин Бессон по всей видимости, решил обратиться к истокам, а именно: снять зубодробительный комедийно-фантастический боевик, с сюжетом «как в старые добрые времена», когда харизматичный Корбен Даллас и вечно попадающая в неприятности Лилу сорвали банк.
Бюджет для выполнения поставленной задачи, на фоне мирового кризиса, а так же забытого чувства удовлетворения от окупаемости проектов в прокате, был выбран весьма скромный.
Однако хочется отметить, что потрачены деньги, были с умом и вложены в дело до каждого цента. Актерский состав подобран отлично, с одной стороны никаких мегазвезд, с другой, почти все узнаваемые и(или) с добротными навыками актерской игры и хорошим послужным списком. Визуальная часть проекта выглядит очень прилично, конечно за исключением абсолютно смазанной погони в начале фильма, которая претендовала на главную затравку. Возможно, просто господин Бессон сэкономил, опасаясь нехватки средств, потому как весь остальной фильм на экране выглядит вполне достойно. Сказать, что то о режиссёрском составе практически невозможно, оба его составляющие, вероятнее всего, известны лишь ограниченному кругу киноманов по снятым короткометражкам и не более.
Но хочется вернуться к актерскому составу и их персонажам.
Господин Гай Пирс, а в простонородии Сноу, хорош! Небрит, харизматичен, остр на язык, ну почти Крепкий орешек. Другими словами образ слеплен если не идеально, то получился практически типичным представителем своего вымирающего вида. А начальная сцена в фильме!!! Ну просто блеск и «крутотень», других слов не подобрать. Великолепные пять или даже шесть ударов полученные в челюсть спецагентом Сноу, нивелированы, его харизмой и смачными остротами. Так и хотелось, чтобы эта сцена растянулась ударов эдак на двадцать, тридцать. Но что происходит дальше? Весь этот образ, созданный Пирсом неимоверными усилиями актерской игры, а может быть и несколькими выбитыми зубами, просто уничтожается на протяжении всего оставшегося действия в фильме. И если его выходки и остроты перед своими начальниками и коллегами еще как то выглядят уместно, то ровно до того момента, как он все таки снизойдет до аудиенции с дочерью Президента, которую его отправили спасать, после чего, это все выглядит, как неловкая и неудачная бравада перед представительницей слабого пола, дабы порисоваться «какой я крутой».
Что же касается представительницы слабого пола, а именно госпожи Мэгги Грэйс, в простонародии дочь Президента Эмели Уорнок, то да простят меня поклонники таланта этой особы, но ни одной новой черты на ее лице в фильме «Напролом» я не увидел, начиная со времен ее появления в «Заложнице». Все та же гримаса безысходности ситуации, все то же искажение лица от испытываемой боли, все та же невыразительная мина от состояния своей беспомощности. С большой долей успеха, можно было сделать несколько картонных макетов ее героини и подставлять в кадр в требуемой ситуации. Вероятно, такого же мнения придерживался и спецагент Сноу, ведь даже он не выдержал и решил подправить образ своей подопечной хлестким ударом в челюсть. Не помогло.
Далее, можно ненадолго отвлечься на персонажей поддержки в исполнении господ Ленни Джеймса и Петера Стормаре, первый в роли консультанта, второй начальник секретной службы. Они сыграли свои роли. Их типичные персонажи выверены в других кинопроизведениях и выглядят ровно так как и должны, все четко и не вызывает нареканий. После чего хочется обратиться к злодеям!
Господину Винсенту Ригану, он же Алекс и его брату Джозефу Гилгану, он же Хайдел. И если заключенный Алекс, был мне знаком и его лицо четко ассоциировалось у меня еще со времен «300 Спартацев» с бесконечным мужеством или по крайней мере, в контексте данного сюжета, с настоящим лидером, хоть и преступным, который во что бы то не стало, будет добиваться поставленной цели, то его брат Хайдел, стал настоящим откровением. Его образ «обезбашенного», по-другому и не скажешь, сумасшедшего получился настолько правдоподобным и если уж на то пошло «стремным», что автор этих строк по неволе задумался: А с кем бы мне, если так можно сказать, было бы более комфортно находиться рядом с расчётливым и методичным Джоном Крамером(Пилой) или с импульсивным отморозком Хайделом? Ответ пока так и не возник. Но в любом случае можно сказать только одно. Этот образ Гилгану удался на славу.
И если уж я затронул тему сюжета. Казалось бы, в формате данного фильма он по определению может не играть большую роль, но уж точно не должен портить всю картину. Неплохая задумка напрочь испорчена серьезными провисаниями, нестыковками, нелогичными и совсем уж нереальными действиями и поворотами. Бесконечное блуждание главных героев по коридорам космической тюрьмы, когда не понятно, где они и зачем свернули именно сюда или почему после очередного падения оказались практически там где нужно, навевает тоску, которую не в состоянии развеять, даже очередная попытка сострить агента Сноу. А решение, по которому сценаристы допускают, что космическая тюрьма сама сходит с орбиты вообще выводит из равновесия, проконсультировались бы что ли у НАСА или Роскосмоса. В общем и целом, если начать перечислять все, то получится один большой спойлер на полтора часа с не менее большим вопросительным знаком.
А вместо резюме, к фильму Люка Бессона «Напролом» можно отметить следующее. Попытка вернуться к истокам, не удалась. Фильм не смотрится как цельное и логичное художественное произведение, абсолютно не дотягивая, до некогда поднятой планки и воспринимается все же положительно только из-за актеров, персонажи которых если и не загублены сценаристами, то в большинстве своем так и не получившие возможности раскрыться на все сто.