-Запускайте ракеты!
-Командор, но там женщины и дети.
-Америка никогда не ведет переговоры с террористами!
Железное небо. Описать свое впечатление от этого интернационального творения весьма сложно, точно так же, как и попробовать удержаться, чтобы не сделать этого. Квинтэссенция современной геополитической обстановки, разбавленная штампами мировых блокбастеров всех времен и народов, приправленная сатирой, взболтанная, но не смешанная. Именно эта, с позволения сказать, мысль, посетила меня на середине просмотра.
Но попробую обо всем, что затронуло мое сознание, по порядку.
Идея. Не стану первооткрывателем, если скажу, что весьма и весьма недурно. Полет фантазии сценариста, граничит с безумием и завораживает новизной. Новизна эта, правда, чувствуется, только в начале, чем дальше в хронометраж, тем чаще появляется ощущение, что это уже было, причем не раз. Но замах перед ударом, настолько силен, что энергетика от него чувствуется на протяжении всего фильма, пускай и сам удар прошел мимо цели.
Не последняя роль в этом принадлежит визуальной части и пусть она в самом начале фильма, отдает спецэффектами кинематографа 80-90 годов, при дальнейшем просмотре, просто уже не замечаешь, что все компьютерное, а просто наслаждаешься самой картинкой, нереальных футуристических локаций и механизмов, построенных с помощью технологий середины 20 века. Смесь современного телекоммуникационного устройства и «Гибели Богов», чего только стоит.
Про технику и науку, конечно, стоит сказать отдельно. Ее нет!!! Науки. Ни физики, ни химии, ни математики с историей. Создатели картины, просто опустили столь незначительные нюансы. Ни подробностей, как все таки нацисты оказались на луне, как смогли выжить и построить инфраструктуру, как работает вся эта техника, почему в космосе летают дирижабли и слышны взрывы, да много всяких вопросов. Однако ответы на них не нужны, если сказать проще, то один только вид фашиста в скафандре-противогазе на мотоцикле с коляской, «рассекающего» по асфальтовой дороге на Луне, уже снимает все претензии и вызывает улыбку.
И плавно переходя к теме юмора, сказать можно только одно, он есть и весьма неплох! В фильме практически отсутствует пошлый юмор, зато много, очень много, так сказать, политического.
-Вы должны были уничтожить станцию «МИР», вы нарушили соглашение, которое мы все подписали, вы дали мне слово и не сдержали.(ПСША)
- Так и вы не сдержали своего.
-Да, но мы никогда его не держим.(ПСША)
Постоянное и методичное высмеивание США, плавно захватывающее и остальные страны Мировые лидеры. США как всегда спасители Вселенной, как всегда первые принимающие удар, как всегда озабоченные своей манией величия и господствования своей демократии во всем Мире и так легко поддающиеся на нацистскую пропаганду, которая оказывается им совсем не чужда. Про политический юмор в этом фильме можно очень много рассуждать, пусть и некоторые шутки и пародии уже на сегодняшний день не актуальны, как я понимаю, фильм либо долго снимали, либо он долго шел к экрану с пыльной полки, но даже сейчас с улыбкой смотришь на летящий ботинок в ПСША. Кстати, очень хорошо, что в фильме тема межрасовой неприязни, заканчивается только на нацистской к неграм, мусульмане были бы точно лишними.
Что же касается тех, кто доносит до нас этот юмор, а именно актеров, то сказать про них, что то очень сложно. Они играют шаблонно, часто переигрывают, но в контексте «Железного неба» это смотрится как надо, ведь, на мой взгляд, их задача и заключалась именно в том, что бы передать шаблоны нашего мира на экран. Актерам не нужно было вживаться в какой-то образ, нужно было просто скопировать его, без внесения своей актерской изюминки, а остальное все сделал сюжет и картинка. Музыкальное сопровождение столь же картонное, как и персонажи. Когда нужно, звучит марш, когда нужно громкие аккорды наступления войск, в целом, все по учебнику. Хотя можно было и добавить разнообразия.
Отдельное слово хочется сказать вот о чем. Встречал я отзывы от наших соотечественников, в которых высказывалось мнение, что этот фильм в виде больной фантазии сценариста и режиссёра, порочит боль и славу Советского народа, заплатившего очень дорогую цену за свою и нашу с вами свободу. Так вот мое мнение, что это здесь абсолютно не при чем. «Стальное небо» никак не претендует на документализм, а является типичным трэшем современного кинематографа. Куда больше обиднее смотреть, фильмы все тех же американцев, в которых они нас свами единолично спасают от фашизма и свято верят, что так и было. Кстати, эту тему авторы фильма, так же не обошли стороной.
В заключении хочется сказать. Не ждите мега блокбастера, «Железное небо» однозначно больше, чем от него ожидаешь и подойдет как для просмотра с попкорном, так и для организации обсуждения в компании серьезности тем, поднятых в фильме. Ведь в контексте фильма для меня стало в очередной раз, очевидно, что проживая жизнь, в распрях и гонке за своим превосходством, мы забываем о жизни.
Мир вашему дому!