У каждого из нас есть заветные мечты и желания, которые мы привыкли постоянно откладывать на потом. Мы мечтаем о том, как посетим те или иные места на планете, откроем для себя премудрости вышивания крестиком или складывания оригами, найдём в себе силы поменять работу или просто однажды послать собственного охамевшего начальника далеко и надолго. У каждого есть свои тайные желания. Однако рано или поздно наступает предел, за которым мы понимаем, что эти мечты вот-вот станут недостижимы. В такой момент некоторым из нас бывает необходим всего лишь небольшой толчок для того, чтобы перестать привычным движением запирать свои мечты в самый глухой ящик старого комода в дальней комнате. Однако другим для этого требуется не просто толчок, а настоящий взрыв эмоций и адреналина, который заставляет встряхнуться и посмотреть на жизнь иначе. Именно о таком моменте из жизни своих героев и рассказывает нам фильм "Рыцарь дня", режиссёром которого является Джеймс Мэнголд, в своё время уже рассказавший нам романтическую историю о любви Кейт и Лео.
Пытаясь как-то поделиться своими впечатлениями от просмотра "Рыцаря", в первую очередь считаю логичным затронуть вопрос о его жанровой принадлежности. Вне всякого сомнения, это комедия, и комедия романтическая, которую Джеймс Мэнголд подаёт нам под острым соусом экшена. Однако и в жанре комедий существуют свои разновидности, и в этом отношении я беру на себя смелость утверждать, что "Рыцарь дня" по сути своей является своеобразной пародией на все существующие фильмы о спецагентах, от "Агента 007" до "Невыполнимой миссии" Итана Ханта. Пародией, принципиально отличающейся от той киносатиры, которой прославились братья Цукеры и братья Уайансы. В случае с "Рыцарем дня" это не грубая, не примитивная и не пошлая насмешка, а лёгкая и как-то непринуждённо изящная ирония.
В фильме Джеймса Мэнголда есть все основные элементы стандартной картины о спецагентах. Гениальный учёный, засекреченное спецслужбами научное открытие, спецагент Рой Миллер, выполняющий тайную миссию, предательство в своих же рядах, и конечно же милая девушка Джун, волей случая попадающая меж двух огней и балансирующая между жизнью и смертью.
Однако, хотя сюжет картины простой и до боли знакомый, а поведение героев предсказуемо от начала и до конца, от этого история вовсе не теряет своего очарования. Юмор здесь присутствует не столько в шутках или несуразных ситуациях, в которые могут попасть герои, а в самом поведении персонажей, в их нестандартном отношении к происходящему. Гениальный учёный всего лишь подросток, который мечтает прокатиться на поезде через Альпы, а открытие века без труда помещается в маленькой детской игрушке, и по самому внешнему виду никак не производит впечатление чего-то фундаментального. Спецагент оказывается гипертрофированным идеалом мужчины, сохраняющим железобетонное спокойствие и чувство юмора в самых опасных ситуациях, а милая девушка вдруг открывает в себе недюжинные способности импровизатора, вынужденного вопреки всем своим страхам включиться в опасную игру и даже получить от этого удовольствие.
В игре актёров в течение всего фильма чувствуются непринуждённость и свобода, они явно не собираются удивлять вас какими-то новыми открытиями в области актёрского мастерства. Однако такая лёгкость игры вовсе не воспринимается как пренебрежение к зрителю или самолюбование. Просто звёздному дуэту явно нравится забавная игра, которую они как дети затеяли на съёмочной площадке, и эта игра с первых минут фильма начинает нравиться и зрителю.
Для поклонников Камерон Диаз и Тома Круза их очередной творческий дуэт спустя много лет после "Ванильного неба" сам по себе обещал немало. Однако жанр романтический комедии с элементами экшена внёс свои поправки: забудьте о том, что вы сами себе обещали! Диаз и Круз блеснут в этом фильме многими гранями своего таланта, но ровно настолько, насколько это необходимо, и ни йотой больше. И уж поверьте, эта порция позитива вас отнюдь не разочарует.
Приятным аперитивом к этому лёгкому кинематографическому блюду является саундтрек картины, автором которого является Джон Пауэлл, в своё время ответственный за музыкальное оформление немного похожего по сюжету фильма "Мистер и миссис Смит". Как и в первом случае, композитор порадовал замечательными композициями, в равной степени удачно отразившими как общий драйв сюжета картины, так и его романтическую составляющую.
В заключение остаётся только вспомнить слова самой Камерон Диаз о съёмках в "Рыцаре дня" : " Мы отлично провели время, и в фильме, я уверена, это чувствуется..." К счастью это именно тот случай, когда непринуждённое удовольствие, полученное актёрами на съёмочной площадке, в такой же степени передаётся зрителю!