Что главное для фильма, претендующего на описание исторической эпохи?!
Основные составляющие: атмосфера времени, грамотный сюжет, интересные персонажи, детализированные костюмы, кадры мест, не существующих в наши дни или сильно изменившихся за прошедшие годы ...
В фильме Ридли Скотта "Царство небесное" есть все составляющие качественного кино. О том как они реализованы стоит поговорить подробнее. После яркого, драматичного "Гладиатора" и кроваво-динамичного "Падения "Черного ястреба"" режиссёр вновь берётся за масштабный исторический проект, утопая в глубине веков. Продолжая чередовать фильмы "глубокой истории" с картинами о событиях ушедшего века Ридли Скотт рассказывает зрителю историю кузнеца-рыцаря Балиана.
Балиан (Орландо Блум) - французский кузнец, переживающий потерю жены и ребёнка, узнаёт от барона Готфри де Ибелина (Лайам Нисон), что он его внебрачный сын, единственный сын. Совершив преступление в родных краях, молодой барон с отцом отправляется в Иерусалим, где можно найти прощение грехов и успокоить душу. В пути герою предстоит многое узнать, преодолеть трудности плоти и духа. Увидеть противостояние лидеров мусульман и христиан Саладина и короля Болдуина.
Путь в "Царство небесное" сложен и тернист...
Сюжет картины в меру затрагивает личные события жизни молодого Балиана, а также политические и религиозные мотивы вокруг Иерусалима, не превращаясь в документалистику, драму или боевик. Она не изобилует боевыми сценами, но сражения и масштабные баталии присутствуют во всех частях. Динамика уместно разбавляет лаконичные, по-восточному ёмкие диалоги, которые являются отличительной чертой "Царство небесного". Фильм изобилует мудрыми фразами претендующими на звание цитат, оттого возможно почувствовать отторжение к речи или пафос. Зато каждый внимательный зритель найдет для себя нужную, хотя акцент цитат в отечественном кинематографе всегда склонялся к юмору, иронии и сатире. Юмора же в "Царстве небесном" практически нет, встречается лишь редкий сарказм, а сюжет повествует о чести, совести и достоинстве, доблести и отваге и их антагонизмах.
Визуальное оформление картины вызывает глубокое уважение. Ридли Скотт признанный мэтр в этой области и баловать глаза зрителей, безусловно, умеет. Костюмы будь то крестьянская семья, военные ряды, знать или слуги Господа всегда соответственно детально оформлены - сверкают, грязны, запачканы, мяты и рваны. Костюмы "живы" и всегда видно, что это не бутафория, щит пехотинцев испещрён вмятинами сражений, а костюм простого рыцаря блестит не ярко, опалённый солнцем, в отличии от религиозного сверкающего креста, постоянно натираемого служками. Спецэффекты похвастаться такой точностью не могут. Используется компьютерное вмешательство в основном для изменения задних планов, изображения: городов, крепостей, морских просторов, гор и долин. Эти кадры скандируют "Неправда" и хочется сказать "Не верю". Правда этот же эффект применяемый при крупных планах главных героев на фоне армий и просторов оказывает непередаваемо глубокое впечатление и показывает контрастный масштаб личности на фоне истории.
Музыка в фильме не настолько эпична, как во многих исторических фильмах. Основная тема многим может не понравится, как и смешение различных отдельных инструментов и этнических мотивов по ходу сюжета. Но звучат мелодии при этом теневым фоном постоянно, являясь катализатором, проводящим мысли от режиссера к зрителю.
О игре актеров много говорить не стоит. Здесь каждый зритель решает для себя всё сам, в зависимости от взглядов на рыцаря, на царя, злодея, принцессу-королеву или второстепенных героев. Можно даже укрупнить - на политику, религию, мировые процессы. Для тех, кто видит под понятием "рыцарь" Максимуса, или допустим Айвенго, темперамент, черты характера и поведение будут разными. Весь фильм мы видим кузнеца с рыцарственными чертами, нежели рыцаря произведенного из кузнецов. Режиссер видит, в образе рыцаря скорее характера, нежели силы меча, пусть и не без этого. Орландо не досталось определённой доли напора и как упоминалось в некоторых источниках Балиан - это "рыцарь без страха, упрёка и харизмы". Повторюсь, в данной картине актёрская игра воспринимается субъективно.
До подведения итогов немного о сравнении режиссерской и прокатной версий фильма. А разница весьма значительна. Версия Ридли Скотта почти на час длиннее и содержит много новых эпизодов в начальной и средней частях фильма, а также небольшое дополнение в концовке. Эти кадры заставляют переосмыслить некоторые моменты и мотивы героев, хотя не сюжет в целом. Картина до выпуска в прокат была урезана продюсерами, посчитавшими её затянутой и скучной.
Обращаясь к зрителю не смотревшему "Царство небесное" скажу:
- Если Вы не прожженный материалист в фильме найдёте интересное или полезное. Безусловно, ждать чего-нибудь сверхъестественного тоже не стоит, но каждого зацепит по-своему.
Тем же, кто смотрел картину, и кому она понравилась:
- Посмотрите версию от режиссера и получите дополнительные минуты, а вместе с ними новые мысли.
P.S. Догадайтесь кто скрывается под маской короля и просил исключить его имя из титров фильма.