Халтура – вот первое слово, которое приходит на ум после сеанса сиквела «Призрачного гонщика». Марк Невелдайн и Брайан Тейлор, совсем недавно снявшие нетривиальные (как минимум в плане сюжета) боевки – дилогию «Адреналин» - умудрились полностью провалить реанимацию одного из самых ярких и притягательных персонажей вселенной Марвел – Джонни Блэйза. Как им это удалось – отдельная, довольно печальна песня. Но грустный факт остается фактом: «Призрачный гонщик 2» оказался феноменально небрежен и неаккуратен абсолютно во всем, достойную пару которому может составить разве что первая часть.
Если же говорить обо всем более подробно и по порядку, то начать стоит с двух главных бед этого фильма, бед катастрофических, которые внесли самый заметный вклад в понижение уровня качества картины. Эти демоны – монтаж и работа оператора.
Вспомните «Адреналин 2». Как там дергалась камера? Словно у оператора прогрессирующая болезнь Паркинсона. Но там это было уместно и смотрелось органично, подстегивая общий темп, не давая ни на секунду расслабиться. Здесь же – совсем другое дело.
Брэндон Трост, работавший, как вы уже, наверное, догадались, и над «Высоким напряжением» и над «Духом мщения», решил вновь вернуться к вышеописанному приему. И очень зря. Параличная камера мало того, что постоянно сбивает нарастающий градус действия, так еще и использует при этом крайне неудачные ракурсы в промышленных количествах. Про хромающее на обе ноги освещение, из-за которого пейзажи и декорации, призванные нагонять обреченность, нагоняют лишь тоску в виду своей чрезмерной унылости, и вовсе больно вспоминать. Иными словами, весь фильм можно смело назвать памятником всем криворуким камеродержателям (по профессии мне их назвать язык не поворачивается). Памятником с глиняными ногами.
И ладно, Дьявол с ним, с Тростом – последствия его смехотворных потуг вполне мог исправить более-менее сносный монтаж. К величайшему сожалению, он лишь усугубил положение «…гонщика», окончательно добив его картинку. А что? Гробить, так гробить до конца, чего ж останавливаться на полпути?
Сюжет – ладно, и пошаблоннее видали. Но диалоги – кромешная тьма и беспросветный мрак, равно как и персонажи. Сам Сатана, подозреваю, глядя на все происходящее раскаялся бы, самолично представ перед Господом, и все ради того, чтобы повести его разгневанное небесное воинство против нашего бренного мира, дабы не повадно было впредь (и во веки веков) такие фильмы снимать (Аминь?).
Герои мало того, что общаются друг с другом только и исключительно посредством обрывочных мелкопафосных фраз, так еще и делают это с совершенно не подходящими минами на лицах. И в первую очередь это, как ни печально, касается сильно сдавшего в последнее время позиции Николаса Кейджа. Ну как его не пожалеть? Бедняга страшно путается в эмоциях: смеется там, где надо выглядеть грозно и строит гримасу вселенской скорби в тех местах, в которых это выглядит откровенно смехотворно. Хорошо, допускаю, что сценаристы, таким образом, хотели как бы вот разбавить всю эту пародию на мистический боевик как бы вот юморком. Надо ли договаривать, что получилось это… как бы вот так помягче – далеко не самым лучшим образом. И даже слово «никак», конвертированное в обсценщину, не сможет выразить всей патовости ситуации.
Виоланте Плачидо, исполнившая роль единственного женского персонажа на первом плане, смотрится рядом с Блэйзом (перевоплощенным, разумеется) как Белла Свон рядом с Рэмбо. Джонни Витуорта беспардонно превратили в хилую копию переходного звена между Артасом и Королем Личем (см. Warcraft). А Киарану Хиндсу элементарно не позволили развернуться, замкнув его, подобно его же герою, в тесную личину бездействия и как крепостная стена толстых намеков на его «Истинную Мощь». Бедный Фергус Риордан на фоне всего этого безобразия, несмотря на свою ключевую в сценарии роль, совершенно теряется. Это надо было постараться.
Единственным, кому удалось во всем этом форменном безумии сохранить хоть какие-то остатки яркости и адекватности, оказался Идрис Эльба. Среди всех прочих персонажей он выделяется уже тем, что его мимика не противоречит его же словам, а созданный им на экране образ веселого чернокожего монаха-алкоголика представляет собой один из двух несчастных лучей света, невесть каким образом забредших в это темное царство.
Возвращаясь к юмору – он здесь до такой степени плоский, что даже неудобно. На весь фильм – 1.5 смешных момента, один из которых уже был продемонстрирован в трейлере (“Oh, that’s awesome…”). Все остальное – не более чем жалкие попытки авторов подсластить набитую перцем и горчицей пилюлю, которой по статусу положено было быть черной, как склеп изнутри в безлунную ночь.
Экшн. Спецэффекты. Мордобой. Сольные карательные операции. Создатели фильма превратили то, что могло бы еще хоть как-то подтянуть (о спасении и речи нет) фильм хотя бы на несколько планок выше, в … эх, слова бессильны. Зачем вообще нужны спецэффекты, если их применение оставляет желать никак не лучшего, а вовсе даже вечного просмотра постановщиками в Аду всех творений угадайте-какого-немецкого-режиссера-на-букву-«У»? Автоматы, гранатометы, раскаленная цепь! Что делает гонщик? Мечется от злодея к злодею, удивительно неспешно пытаясь высосать из каждого душу, преспокойно при этом ожидая инъекции снаряда под ребра, дабы улететь к Богу на небеса аки андроид, но уж никак не адское детище Люцифера и исчадие геены огненной.
Если бы не облагороженный им массивный экскаватор, да несколько моментов во ермя гонки на шоссе, то продюсеры вполне могли бы и не тратить немалые деньги на спецэффекты и таки неплохую стереоскопию – хватило бы «желудей и спичек». Все равно весь потенциал карающей длани пылающего скелета оказался зарыт в самых глубоких шахтах девятого круга дантевского ада. В общем, хардкора не ждите.
Однако я был бы не до конца с вами честен, если бы не вспомнил про второй светлый луч – анимационные вставки. Знаете, если бы весь фильм сократили до получаса и подали его в виде этих самых вставок – это потянуло бы если не на какую-нибудь премию, то хотя бы на почетное место на полке киномана-марвелофила. Знаете, скажу сразу и начистоту – если у вас вдруг появиться этот фильм в собственном распоряжении, можете без зазрения совести вырезать все эти островки феерии и буйства красок и склеить их в полноценную миниатюру. Наслаждаться такой вещью можно было бы очень долго. Словом, просто отличное исполнение пусть и не новой, но эффектной идеи, несомненно, заслуживает отдельного внимания, большего даже, чем сам фильм.
А вообще, знаете ли, все это – грустно. Грустно смотреть на загубленного персонажа. Грустно смотреть на неотточенный сценарий. Грустно смотреть на серых героев, на блеклые и невыразительные, ставшие картонными благодаря освещению пейзажи. Грустно смотреть на растворенной в бездарности постановщиков экшн. Но больше всего грустно было смотреть на Кейджа, чьей карьере, видимо, уже не суждено больше подняться. И ведь хочется верить в лучшее но, к сожалению, фраза «Оставь надежду всяк сюда входящий» – это, пожалуй, единственное, что по-настоящему связывает «Дух мщения» с адской тематикой. Грустно.