Среди пестрой (в буквальном смысле) компании супергероев от МАРВЕЛ есть персонажи, которые достойны особого внимания. Как правило, это либо самые популярные, либо самые харизматичные, либо самые неоднозначные герои комиксов. Сорвиголова – он же Мэтт Мёрдок – является представителем всех этих категорий сразу, а стало быть экранизация этого комикса не могла не оставить отпечатка в сердцах фанатов. Что уж говорить – фильм требовал основательного подхода и не менее основательного бюджета, дабы не вызвать гнева поклонников оригинального комикса и недоумения прочих после просмотра сего творения. Задача сложная, несомненно, но решаемая. Только вот фильм М.С. Джонсона являет собой лишь намёк на решение этой творческой головоломки – попсово, наивно и пусто, хотя не без положительных сторон.
Знакомые с комиксами о Сорвиголове ценят их в первую очередь за неповторимую атмосферу нуара и моральную подоплеку сюжетов. Конечно же, всю «достоевщину» самым наглым образом перетащили из первоисточника, но, к сожалению, сделали это, не позаботившись о какой-либо адаптации под современные реалии, нравы и мерки «большого экрана». Результат выглядит дико, сюрреалистично, безмерно пафосно и на удивление скучно. И хотя это достаточно красивый и стильный фарс – привкус картона, из которого построен мир Сорвиголовы, не дает насладиться плюсами картины.
Конечно же есть много деталей которые работают на создание нужной атмосферы пресловутого Нуара – оригинальные титры с шрифтом Брайля, панорамы ночного города, криминальный мир во всей неприглядной красе, готическая архитектура, герой-мститель в маске с железной мотивацией и интересной судьбой да и много чего еще – куча маленьких кусочков пазла выдранных из комикса на экране совершенно отказываются складываться в четкую картинку. С дизайнерской точки зрения фильм едва ли не безупречен – хотя весь креатив тут воплощен, пожалуй, только в костюмах героев – больше просто негде, ведь кино претендует на аутентичный облик окружающего мира. Да, костюм Сорвиголовы правда хорош – радует глаз цветом, фактурой, аксессуарами и прочим. То же самое можно сказать и об имидже плохишей. Но гораздо более важную роль в кинематографе всегда играло то, что находится внутри шмоток и под масками – Актёры. Учитывая звездный состав, проблем с актерской игрой быть не должно, но тут есть подвох – Бенн Аффлек в костюме Дерзкого Дьявола до боли неубедителен, не смотря на хорошую форму и мужественный подбородок. Талантливый актер совершенно не вяжется с образом ведущего двойную жизнь адвоката и безжалостного мстителя. Ему просто не идет.
По правде сказать – неубедительна вся история Мэтта Мёрдока. Мало того, что отведение целой «главы» фильма теме появления у него суперспособностей (а также обретения принципов и исчезновения зрения вместе со страхом) изрядно портит композицию фильма, так еще и «дегенеративный» сюжет этого эпизода ставит фильм в один ряд с кучей дешевых «семейных» боевичков… На протяжении всей картины совершенно не раскрыта тема психологической двойственности персонажа – слепой адвокат и палач в одном лице - это как-никак диагноз. Увидеть кого-то вроде нолановского Харви Дента в герое Аффлека не стоит и пытаться - все плоско и на поверхности... «Сорвиголове» гораздо ближе стилистика «Бэтмэнов» Шумахера – красиво и безыдейно. Одна только сцена облачения в костюм Дьявола в начале фильма говорит о многом.
Другое дело – Меченый. Коллин Фаррел в образе бритоголового наемника, напротив, на удивление ярко играет свою роль. В столь непривычном амплуа Фарелл показывает, что умеет не только делать брови домиком, но и еще способен сыграть психа с суперспособностями. Именно с ним связана большая часть запоминающихся моментов в фильме, причем не только экшнсцены, но также веселый черный юмор, запоминающиеся речи, живые эмоции и прочее.
Не менее интересно увидеть и знаменитого Амбала в исполнении Майкла Кларка Дункана. Первое появление на экранах легендарного злодея Марвел оказалось успешным, что является одной из главных заслуг фильма. Чернокожий актер гениально играет свою роль – хорош и на светском приеме и в драке, при просмотре начисто забываешь, что канонический Кингпин вроде как белый здоровяк.
И куда уж без прекрасной героини в комиксе? Присутствует. Стройная и миловидная Электра (по совместительству еще и безжалостный убийца, если верить комиксам) представляет тут любовный интерес Сорвиголовы. Да, она красивая девушка и, в общем-то, не удручает практически никакими своими действиями в плане актерской игры. Проблема скорее в сценарии – Электра ведет себя как наивный ребенок, а не как обученный ассасин и это делает все скучным, неправдоподобным и банальным.
Как уже было сказано – фильм вышел красивым. Но не зрелищным. На этом диссонансе на поверхность всплывает отчасти неудачная режиссура. Спецэффекты, связанные с акробатикой и драками, выполнены достойно, но оставляют желать лучшего. Особо стоит отметить реализацию сверхспособностей персонажей – Сорвиголова проявляет чудеса ловкости в рапиде, уворачивается от ударов (иногда) и пуль (чуть реже чем всегда), прыгает с крыш и мастерски делает сальто и кульбиты. Меченый отвечает ему тем же, швыряя подручные предметы на меткость, бросая колкие фразы, а также провоцируя всех окружающих на ответные атаки мишенью на своем лбу. Но по большей части поединки скроены на уровне телевизионных сериалов, что расстраивает… Показан на экране и главный козырь слепого Мёрдока в борьбе со злом – акустическое зрение реализовано довольно интересно – почти как зрение Хаммерхедов из приключений Риддика. Собственно – это не минус и не плюс.
Так за что можно упрекнуть этот фильм? За то, что он не достаточно глубок? Безусловно. Но многим фильмам это не мешает стать хитами. Возможно дело в другом – в этом кинокомиксе не спасают мир, нет мистических артефактов, зловещих существ, сверхъестественных противников и высокотехнологических угроз – тут все скромнее, но ведь и не все мы смотрим кино ради этого. Здесь мы даже не видим каких-либо отвлеченных посылов или второстепенных сюжетных линий, аналогично и второстепенные персонажи забываются сразу после того как покидают кадр, что уж говорить о социальной или драматически-психологической подоплеке сюжета. Поиск недостатков и достоинств в таком фильме подобен поиску черной кошки в темной комнате – все настолько заурядно и бледно, что не за что упрекать (ведь все смотрибельно, да?), но и хвалить не хочется (ведь, блин, не зацепило!).
Ради чего же стоит посмотреть «Сорвиголову»? В первую очередь, как и любой другой кинокомикс, в качестве дани уважения к первоисточнику! В вторую – ради лысого и задорного Фарелла-головореза... Безусловно ради колоритного Уилсона Фиска от Дункана и милой Электры от шпионки Гарнер… Ради отличного музыкального сопровождения в стиле альтернативы с хитами от Еvanescence (О, да!) и нескольких приятных для глаз эпизодов. А вот взрывов, КРОВИЩИ, по-настоящему зрелищных погонь и драк, как и вразумительного сюжета, глубокомысленных рассуждений и морали лучше не ждать - тогда разочарование вас точно не постигнет.
Фильм не впечатляет, не запоминается и ничему не учит, но главное – НЕ РАЗДРАЖАЕТ. Это и является его самым большим плюсом.
6 из 10.