Вспомните фильм «Изгоняющий Дьявола». Вспомнили? А теперь пустите его через призму «Паранормального явления». Пустили? Что ж, тогда не спешите радоваться и представьте в роли режиссера Уве Болла. Вот вам и «Одержимая».
Но это в двух словах.
Если более подробно, то главная ошибка этого фильма – его жанровая направленность. Разумеется, это касается не ужасов – это касается псевдодокументалистики (или лучше псевдопсевдодокументалистики). Создание сайта, выкладывающего якобы реальные медиафайлы и документы; «фильм основан на реальных событиях», сдобренное легендой, обрастающей с каждым трейлером всевозможными подробностями; специфичные монтаж и работа оператора (к этому мы еще вернемся) – ничего не напоминает? Если нет, то могу лишь посоветовать взглянуть на постер, способный похвастаться фразой «от исполнительного продюсера «Паранормального явления» (имеется в виду Стивен Шнайдер)».
Вообще, если быть честным, в мокъюментари нет ничего плохого. Напротив, в жанр хоррора (а с другими жанрами у этого явления работа плохо складывается) оно внесло свежесть, чуть ли не второе дыхание. «Ведьма из Блэр», «Монстро», «Репортаж». Но тут надо либо идти ва-банк и всю ленту снимать чуть ли не одним кадром, либо вообще не прикасаться к трясущейся камере и имитации достоверности.
К сожалению, работа оператора и монтажеров в «Одержимой» оставляет желать лучшего в том смысле, что совершенно не создает эффекта присутствия. Все происходящее на экране явственно наблюдаешь со стороны, так что дергающиеся кадры и мелькающие в поле зрения объектива герои еще терпимы в моменты изгнания, но раздражают все остальное время.
Впрочем, нельзя не отметить, что фильм местами таки способен напугать. Касается это только «кричащих» сцен, но, к счастью, почти все сеансы с несчастными ими и являются: вопли одержимых, помноженные на выкрики экзорцистов и усугубленные визжащими посетительницами сеанса, действуют на психику примерно так же, как бормашина на оголенный нерв. Вся это мешанина звуков, дьявольская какофония, сперва режет слух, затем ошеломляет, а после лишает дара речи.
Однако и здесь таится ложка дегтя. Дело в том, что добрая половина (а то и больше) внезапных приступов одержимости демонами уже была продемонстрирована в трейлерах. А потому, если вы их все пересмотрели, то все «страшные» эпизоды подобной реакции вызвать у вас уже не смогут. Они просто перестанут быть внезапными: вы их будете ждать так, словно фильм уже десяток раз пересмотрели, а дождавшись вряд ли схватитесь одной рукой за сердце, а другой – за сотовый. Скорее, за зевающую челюсть и плечо льнущей к вам подруги, соответственно. Вывод? Не смотрите трейлеры.
Вся лента длится чуть менее полутора часов, но, даже несмотря на столь малый хронометраж, пестрит сценами. В плохом смысле. Они однообразные: это либо обсуждения сложившейся ситуации, либо нервощекоталки. Причем если во время вторых оператор, старательно трясущий бедную камеру не вызывает никаких особенных чувств, то во время первых, когда он по желанию левой пятки меняет ракурсы, а то и вовсе повергает картинку в пучину статики, «спасибо» ему говорить не возникает никакого желания.
Что касается актерского состава, то в положительном ключе отметить можно разве что Сьюзен Краули и Бонни Морган, которые и сыграли живые съемные квартиры для демонов. Особенно Краули. Так исторично рвать и метать, чередовать яростные припадки с молчаливым затишьем – это надо постараться. Хорошо получилось.
Остальные же выглядят здесь бледно и невыразительно. Особенно Ивэн Хельмут (он же отец Дэвид) – никакой загадки, и уж тем более личной тайны, положенной по сюжету, в нем не чувствовалось.
«Одержимая» хороша эпизодами, отдельными моментами. В остальном же фильм никакой. Режиссура слабая, адекватные персонажи собой не блещут, а монтаж и операторская работа и вовсе годятся лишь для записей корпоративных вечеринок. Все это отдает лютой трэшовостью. Словом, хотели как лучше, а получилось вообще никак.