Приветствуем новую часть популярнейшего и любимейшего миллионами комикконовцев, а также не столь изощренных в марвеловских делах поклонников здоровой и доброй фантастики сериала.
Была надежда на переход в старшие блоки - операции с десятичными дробями и прочие радости, а приключилось не усвоение программы начальной школы и возвращение в Первый Класс. Но, как говорится в таких случаях, обо всем по порядку.
Меня умиляет, как некоторые киноманы поражаются уровню спецэффектов в современных фантастических блокбастерах. Чему в наш век можно удивляться после "Аватара"? Я вообще не воспринимаю визуальные выкрутасы как нечто особенное, это сегодняшняя НОРМА, средство передачи сценарной идеи. 34 года назад те крохи спецэффектов, что человечество наблюдало в "Новой Надежде" Лукаса могли служить поводом к удивлению, но сегодня?!
Поразила подводная лодка, греющая свои облюбованные моллюсками борта на уютном весеннем солнышке? Чем она лучше сцены перемещения Магнито огромного куска автомобильного моста во второй части оригинальной трилогии?
Поэтому обращаем все свое внимание на сценарий и героев.
Сценарий.
Невероятной глупостью, к примеру, мне кажется сцена, в которой юный Эрик, только что потерявший мать, обращает свой гнев против металлического интерьера комнаты, но не против непосредственной причины смерти мамы. Сценарная условность? Дескать, если бы мальчуган прибил фашиста тут же, за кем бы он гонялся оставшееся до финальных титров время? Я молчу про то, что после трагической сцены смерти матери, Эрик неоднократно контактировал со своим новым наставником. Я могу считать условностью способность Питера Паркера синтезировать паутину посредством внутренних резервов организма: это решение не требует затрат экранного времени на дополнительные пояснения. Но когда в самом начале фильма нам демонстрируется крайне нелогичный и трудно объяснимый эпизод, на котором строится вся дальнейшая сюжетная линия, это трудно принять.
Герои.
Ребята, я понимаю, что это комиксоид, но кто сказал, что нужно столь детально, один в один копировать бумажных персонажей? Меня коробит при виде мутанта Азазеля. Что это за мутация такая, превращающая человека в копию мифического персонажа с пикой на хвосте, рогами и красной кожей? На страницах комикса все это смотрится очень эффектно и ярко. Бьюсь об заклад, далеко не одна дружная американская компания детишек переругалась из-за спора о том, кто из ребят будет Азазелем. Я понимаю крутость его способности к телепортации, но облик?
А как вам мутант по имени Ангел? Что за причудливая двойная мутация? Наряду с потрясающими своей неэстетичностью крыльями, девушка одарена способностью плеваться огнем. Вот так эволюция. К примеру, мутант Архангел из "Последней Битвы", в исполнении Бена Фостера, за счет красивых мощных крыльев и общей грациозности облика выглядит на порядок убедительнее.
Собственно, вспоминая когти Росамахи до его знакомства с адамантием из "Начала" 2009 года, а также жуткого силиконового манекена в роли "Патрика Стюарта" из финала того же фильма, понимаешь, что у рулевых кинофраншизы наблюдаются определенные трудности с чувством прекрасного.
Эй, фанаты, а как вам киношное воплощение Баньши? Кого и через сколько минут после его первой удачной попытки левитирования стошнило? Делимся. Я недоумеваю: неужели в присутствии этого героя возникла такая непреодолимая потребность? Боже мой, в мире Людей Икс мутантов столько, что хватит на 10 сезонов добротного сериала! Почему выбрали именно этих персонажей? Почему-то Дж. Дж. Абрамс в новый "Стар Трек" не стал набивать как кильку в бочку всех инопланетян подряд. Где Ференги, Клингоны, Баджорцы? Нигде, потому что и без них хорошо. От чувства меры, проявленного продюсерами, фильм лишь выиграл. Но здесь... Принцип о перерастании количества в качество, как выясняется, срабатывает далеко не всегда.
А что там со Зверем? Что за полная тупого пафоса сцена тренировки Ксавьером этого еще неоперившегося умника? С какой, спрашивается, стати обладатель ластоподобных стоп развивает запредельные скорости при беге, и какой от него толк на поле боя? А, я забыл: он очень умный и умеет управлять той штуковиной с крыльями - "он ведь её построил".
Меня потряхивало то ли от смеха, то ли от глухой ярости при просмотре сцены вечеринки, устроенной новыми рекрутами: одна летунья зависла в воздухе, второй прыгун висит на люстре - эдакая демонстрация уникальных сверхспособностей. Мол, эй, фанаты марвеловских комиксов, смотрите, мы запихали в этот фильм столько мутантов, сколько смогли, а вот что они умеют вытворять. Эпизод выглядит крайне дешево.
При наблюдении за персонажами фильма, не отпускает чувство невозможности выполнить полный вдох, как при тяжелом бронхите: вроде бы вот они, условно интересные герои, вот она, плодородная почва для разворачивания потрясающего сюжета, но где они, интересные и захватывающие эпизоды, заставляющие не раз и не два жать кнопку "rewind?" Где милые искрометные шутки, которые в обязательном порядке должны присутствовать в подобного рода кинопроизведениях?
Во имя сохранения душевного равновесия, я стараюсь не думать про сценарные расхождения с предыдущими частями франшизы, к тому же создатели фильма сами заранее о них предупредили. Скажу лишь о нестыковке, которую заметил сам и которая не зафиксирована даже Википедией. В "Последней Битве" есть сцена, в которой уже зрелые, но все еще друзья, Ксавьер и Леншерр находят Джин Грей и понимают, какой потенциал в ней сокрыт. Здесь будущая Феникс, даже не нахмурив брови, поднимает в воздух с два десятка соседских автомобилей - мутанты-патриархи в ауте. Мастера "Первого Класса" отменяют этот удачный эпизод, дарующий грамотному и неравнодушному сценаристу огромнейшее пространство для маневра, заканчивая дружбу Чарльза и Эрика значительно раньше. А чтобы неповадно было, творцы еще и парализуют Профессора прямо здесь, на острове, не отходя от кассы. Нет, мы ведь не против пересмотров сюжета, ага? Но только тогда, когда это действительно требуется! Например, если умер главный актер, а все компьютеры в студии сломались, да единственный художник как назло накануне вечером здорово отлежал рабочую руку - то есть нарисовать утраченного персонажа нет возможности. Тогда, пожалуйста, перекраивайте сюжет, как правое ангельское крыло захочет. Но на кой черт, после четырех столь удачных и, по-своему гармонично взаимодействующих друг с другом фильмов, нужно менять хотя бы одну запятую в тексте стройного и до сих пор логичного повествования?
Обстоятельство определенного расхождения между событиями разных фильмов кинофраншизы так сильно раздражает меня потому, что в самом комиксоидном мире Людей Икс наблюдается громадное количество несоответствий, передергиваний и нелепостей. Оттого я, как и многие другие поклонники вселенной Марвел, наивно надеялся на своеобразную компенсацию в виде стройного сюжета с уважительным отношением к основным вехам из истории Людей Икс. Зря надеялся!
А еще меня, брюзгу такого, не устраивают эти безумные восторги по поводу пятисекундного камэо Росомахи, увлеченно распивающего в кабаке чай Липтон. Я глубоко убежден, что не стоит людей, не отреагировавших на появление кучерявых бакенбард эпилептическими припадками и спонтанными выходами в астрал, считать сухарями, "не имеющими ни малейшего представления о вселенной супергероев Marvel" - просто в этом нет ничего крышесносящего. Жаль, что авторы фильма получают овации не за крепкий сценарий, а за подобного рода, я извиняюсь, подачки. Несколько секунд Росамахи в фильме о Людях Икс - это попса. Мало кого восхитил Стэн Ли в роли Ларри Кинга во втором "Железном Человеке". Большая часть отечественных зрителей понятия не имеет о том, кто такой старина Стэн, несмотря на то, что он играет в каждом из фильмов, поставленных по его же комиксам. Маленькие, но приятные приветы от Стэна Ли - это уже не попса, а следующий уровень посвящения, своеобразная шутка "для своих". Даже отечественная Википедия считает, что в "Железном Человеке 2" Ли сыграл самого себя. Казалось бы написанием подобных статей занимаются далеко не случайные авторы. Сегодня ваш покорный слуга исправил эту оплошность, поправив текст на соответствующей странице энциклопедии.
В рецензиях принято поименно перечислять кинематографистов, причастных к созданию обсуждаемого фильма, но мне, если честно, абсолютно все равно кто писал сценарий, кто держал камеру, а кто кричал: “Грэг, страховочный трос снова не выдержал”. Главное – это общее впечатление от фильма и послевкусие, неизменно возникающее после просмотра картины.
Несмотря на все претензии, фильм не оставил категорично отрицательного впечатления. По моим ощущениям просмотр “Первого Класса” можно сравнить с употреблением порции дорого и любимого коньяка, каждый глоток которого отравлен вкусом намешанного какими-то сволочами тройного одеколона.
Но я, друзья, как те мышки из анекдота, что плакали и кололись, но продолжали есть кактус: смотрел, смотрю и буду смотреть, потому что марвеловская вселенная, наряду с мирами “звездного пути” и “трансформеров” крайне дорога моему сердцу с самых юных лет.
P.S. Стоит ли говорить, что все вышесказанное отражает мою личную позицию, которая может и должна быть обсуждена, оспорена, и раскритикована? Спасибо.