Китай, 1779 год, 43-ий год империи Цин. Ли Мубай (он же Чоу Юнь-Фат), известный на всю страну мастер боевых искусств, решает раз и навсегда оставить свою "профессию", в следствие чего передает свой меч, "Зеленую судьбу", своему бывшему боевому товарищу (и, по совместительству, объекту вожделения) Юй Сюлянь (Мишель Йео). Ей, однако, не удается сохранить реликвию прославленного воина - меч похищают, и при том прямо из дома губернатора Пекина. Подозрение сразу же падает на "Нефритовую лису" (Чжэн Пэйпэй) - коварную убийцу, среди "подвигов" которой числится умерщвление учителя Мубая. И приходится последнему вновь вернутся на путь воина...
Честно признаюсь, я в недоумении: за что этот фильм получил океан и маленький залив восторженных отзывов и четыре Оскара (да-да, именно четыре, так как для этого фильма даже сделали исключение, позволив китайской киноленте претендовать на нечто большее, чем просто "Лучший фильм на иностранном языке") мне лично не совсем понятно.
Визуально фильм сногсшибателен. Не спорю. Декорации и пейзажи не просто поражают, они порабощают зрительные центры, не позволяя глазам оторваться от экрана - да они и не горят этим желанием. Ибо красота, да еще и китайская - вещь, которую мало кто не способен полюбить. Нужно быть на редкость черствым, либо видавшим виды (во всех смыслах) человеком, чтобы не суметь насладиться сменяющими друг друга пекинскими улочками и аллеями, высокогорными покоями, уютной таверной, а также бескрайней пустыней, восхитительным лесом и, собственно, самими горами; чего стоит одна только финальная сцена!
Но, самая главная услада для глаз - это поединки героев, за что отдельное спасибо Юаню Хэпину. Правда, здесь уже не все так однозначно, так что заранее оговорюсь: это на любителя (иной раз Сильно на любителя). Причина этого - китайская физика, очевидно перекочевавшая в китайский кинематограф из китайского же театра. Пожалуй, "Крадущийся тигр..." - один из немногих фильмов, где эта (прости, Гуань-ди) боевая физика уместна, и даже ласкает глаз. Хотя бежать по воздуху было не обязательно - крупных прыжков (или, вернее, мелких перелетов) вполне хватило бы. И да простят создатели мне мою "тонкую душевную организацию".
Стоит ли еще что-либо говорить о заслуге оператора Питера Пау, проделавшего филигранную работу, максимально оживив как активные действия героев, так и их диалоги? Хорошо, этот Оскар оказался заслуженным.
Продолжая затянувшуюся хвалебную прелюдию отмечу и актерскую игру. Чоу Юнь-Фат таки великолепен, равно как и Мишель Йео. Прекрасная экранная пара, которая, несмотря на их исключительно фоновую любовную линию, оказалась вполне способна потягаться в этом плане с дуэтом Цзыи-Чэнь. Последние же, в свою очередь, на ура отыгрывают роли участников мезальянса.
А теперь о... нет, не плохом. Плохого в фильме толком и нет, беда лишь в том, что толком в нем нет и ничего выдающегося. Разве что вышеупомянутые бои да пейзажи; но в поднебесном кинематографе это далеко не новинка, и достойных потягаться с "тигром-драконом" представителей китайского кино хватает (самые просты примеры здесь - это небезызвестные "Дом летающих кинжалов" и "Герой").
Мне бы очень хотелось заявить в оправдание фильма, что он-де наполнен глубоким, просто таки глубочайшим "узкоглазофилософским" (если я уже шовинист, то соизвольте сперва прочесть нижеследующий текст) смыслом, который простые и бесхитростные европеоиды (вроде меня) с первого раза рассмотреть не в силах. Хотел бы, но, видать, слишком уж я "широкоглазый" в этом смысле.
Я честно полазил по всемогущему (т.е. по Интернету, простите мне мой фетиш) в надежде познать смысл хотя бы там, через чью-то другую, более просветленную голову. Но всякие отзывы, почему-то, ограничивались лишь голословными заявлениям о "глубине" и "многослойности" фильма. Дальше дело не заходило.
Вопросы свободы? Чести и коварства? Гендерного неравноправия? Социального долга? Пагубного влияния самоограничения и неискренности на собственную жизнь? Пожалуй, даже для двухчасового фильма здесь оказалось слишком много слоев. И вообще я буду действительно признателен тому, кто, возможно, все же сможет ткнуть меня головой в ту самую глубину. При условии ее наличия, разумеется.
А в остальном... и художественное оформление, и саундтрек были ничуть не хуже (а то и лучше) в главном оскаровском конкуренте "тигра-дракона" - "Гладиаторе". Что же до режиссуры, то она и вовсе оказалась не то, чтобы посредственная, но усредненная как минимум. Честное слово, фильму не хватает линейности, либо более грамотно выстроенного сюжета. Действие отдает хаотичностью - и дело здесь не во флэшбеках (точнее -ке, ибо он всего-то один), а в самом повествовании. И вроде бы сцены связаны, и даже нормально, но сделано все малость тяжеловесно, что, естественно, легкости картине не добавляет.
Вообще, "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" - экранизация одноименного романа Ванга Дулу - гораздо лучше смотрелся бы в театре. Да, даже при условии замены чарующих китайских ландшафтов на не очень чарующие китайские декорации, сама история гораздо органичнее выглядела бы на сцене. Собственно, фильм и без того сильно отдает театрализованностью, но никак не полноценным фильмом. А это уже, опять же, на любителя.
Как видите, главная моя претензия к данной ленте - это ее переоцененность. Картина эта, безусловно, заслуживает просмотра и не лишена достоинств в той же степени, в какой не лишена и недостатков. Но ничего умопомрачительного в ней нет. По крайней мере я ничего такого не нашел. Может, вы найдете?