Итак, «Платформа», или, как более корректно будет сказать, с оригинала - «Дыра» или «Яма» - любое из этих названий имеет существенное значение для понимания замысла режиссёра, который он представляет нашему вниманию. Создателем картины является испанский режиссёр Гальдер Гастелу-Уррутия, который также представил зрителю на цифровой платформе Netflix свою вторую часть «Платформы» в 2024 году. Смотреть её или нет - решайте сами, но на данный момент моё внимание будет уделено именно версии 2019 года выпуска.
Попытаюсь провести анализ данного фильма, насколько это возможно. Где-то, возможно, я ошибусь, а где-то попаду в точку. Но как бы то ни было, это лишь мои мысли, поэтому давайте разбираться.
Если вглядеться в суть происходящего, становится очевидным, что «Яма» имеет некоторое сходство с фильмом Кристофера Нолана «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды». Возможно, это не самый удачный пример, но не стоит торопиться с выводами.
В «Возрождении легенды» и «Платформе» прослеживается поразительное сходство: и в том, и в другом произведении люди существуют в условиях крайней нищеты, борются за выживание, и некоторые из них погибают.
С того момента, как искусные повара с ловкостью накрывают стол-платформу, являя нашему взору изобилие изысканных яств, мы становимся свидетелями начала иерархической цепи, которая ведёт нас к самым её истокам.
На вершине этой иерархической пирамиды находится администрация, для которой чужды понятия бедности, голода и страданий. В фильме нам не предоставляется возможность подробно рассмотреть эту администрацию, мы лишь наблюдаем за кухней, где повара усердно трудятся, создавая кулинарные шедевры. Однако несложно догадаться, что это в значительной степени является подготовкой к тому, чтобы взглянуть на действия людей, находящихся выше уровнем, и на то, как они поступят с теми, кто находится в самом низу.
Это проверка того, на какие крайности может пойти человек, столкнувшись с такими условиями, как голод и нехватка пищи, и какие последствия это может иметь. Это лишь эксперимент со стороны администрации - попытка снять маску с каждого человека и увидеть его истинное лицо в условиях кризиса.
Еда служит важным индикатором того, что тот, кто находится на вершине, подразумевает, что его уровень выше, а это означает элита, и не будет проявлять сострадание и милосердие к тем, кто находится ниже. Потому что тот, кто находится ниже, - это слабое и уязвимое общество.
В ситуации, когда изобилие пищевых ресурсов не доходит до низших слоёв общества, становится очевидным безразличие представителей высших слоёв к проблемам тех, кто оказался на дне социальной иерархии.
В таких обстоятельствах в человеке пробуждаются низменные инстинкты. Животный принцип «выживает сильнейший» становится особенно актуальным. Возникают мысли о каннибализме и поедании человеческой плоти, что является отвратительным и неприемлемым.
Однако стоит лишь создать неблагоприятные условия для человека, как исчезают рамки, которые ранее сдерживали его. Будь то совесть или порядочность, назовите это как угодно.
В чём заключается отличие Горенга от Тримагаси?
Первая встреча происходит на сорок восьмом уровне, где Горенг знакомится с пожилым человеком по имени Тримагаси. На первый взгляд, Тримагаси кажется безобидным стариком, но при нём не только остро заточенный самурайский нож, но и репутация убийцы из прошлого.
Как становится ясно из фильма, Тримагаси не доверяет своему соседу Горенгу, который отличается воспитанными манерами и не имеет при себе ничего угрожающего, кроме безобидной книги «Дон Кихот».
Что символизирует нож Тримагаси и книга «Дон Кихот» Горенга?
Нож и книга «Дон Кихот» - это личные талисманы каждого из персонажей. Нож у Тримагаси - это средство самообороны и защиты, ведь он хорошо осознаёт свою уязвимость, будучи пожилым человеком, и не доверяет людям. Особенно в Яме.
В то же время книга для Горенга - это инструмент познания мудрости, и в чём-то он, возможно, сохранит что-то человеческое благодаря этой книге, где-то в глубине самого себя.
Обратимся вновь к Горенгу и Тримагаси:
Однако существует нечто, что объединяет Горенга и Тримагаси. Это обстоятельство, которое делает возможным, что даже такой человек, как Горенг, может оказаться в роли преступника в таком месте, как Яма. И это может произойти под воздействием обстоятельств, вынуждающих его совершать действия, которые в обществе признаются противоправными.
В прошлом Тримагаси невольно стал причиной гибели человека. Он неосторожно выбросил телевизор из окна, что привело к трагическим последствиям для одного из прохожих - иммигранта.
Таким образом, и Тримагаси, и Горенг являются убийцами. Разница лишь в том, что один из них совершил преступление случайно, а другой - осознанно. Но в любом случае они оба являются преступниками.
Горенг и Тримагаси - два грешника, преступившие закон и, следовательно, обречённые на вечные муки в аду, ибо рай им не уготован.
Горенг, подобно Тримагаси, пребывая в Яме, испытывает ужас смерти, который является неотъемлемой составляющей бытия всякого живого существа, и стремится сохранить свою жизнь. Однако, в отличие от Тримагаси, который уже имеет опыт выживания в подобных экстремальных условиях, Горенг только начинает свой путь в этом опасном месте.
Тримагаси, прошедший через горнило голода и вкусивший человеческой плоти, закалён для любых испытаний, которые могут встретиться ему на нижних уровнях Ямы. Он знаком со смертью или, по крайней мере, был к ней близок, поэтому более высокие уровни представляются ему истинным праздником. Он готов довольствоваться объедками тех, кто стоит выше его в иерархии.
Горенг, будучи новобранцем, ещё не способен в полной мере осознать все опасности и жестокости существования в Яме. Его страх и инстинкт самосохранения могут побудить его к необдуманным поступкам, которые со временем могут привести к его гибели.
Истинная сущность человека проявляется в критические моменты, когда он сталкивается с непреодолимыми трудностями и не видит иных путей решения.
Означает ли это, что Горенг будет заточен в своей комнате, терзаемый муками совести, которые не дадут ему покоя?
Несомненно, Горенг окажется в крайне затруднительной ситуации, ибо, помимо мук голода, которые он будет испытывать на нижних ярусах Ямы, его будут одолевать видения умерших. И это будет куда страшнее, чем просто умереть от голода, ведь в замкнутом пространстве, из которого нет выхода, всё содеянное им будет преследовать его неотступно.
В чём заключается глубинный смысл произведения «Дон Кихот» и почему Горенг выбрал именно его для того, чтобы взять с собой в место, где люди испытывают страдания и сталкиваются со смертью?
В контексте фильма «Дон Кихот», выбранного Горенгом, книга занимает особое место. Этот выбор может показаться неожиданным, ведь непонятно, как можно было додуматься взять книгу в такое место. Однако именно «Дон Кихот» испанского писателя Мигеля де Сервантеса становится символом того, что Горенг - это обедневший идальго Алонсо Кихано, решивший изменить свою жизнь и стать благородным рыцарем.
Концепция произведения представляет собой противопоставление между мечтами и возвышенными идеалами, с одной стороны, и суровой действительностью, с другой. Главный герой создаёт в своём воображении идеальный мир, свободный от всякого рода насилия и угнетения, где справедливость является незыблемым принципом. Однако этот мир оказывается иллюзией, и герой начинает осознавать, что справедливость должна быть доступна не только тем, кто обладает материальным благополучием, но и тем, кто его лишён.
Мессия ли Горенг?
В некоторых религиозных учениях, таких как христианство и иудаизм, существует концепция Мессии - посланника Божьего, спасителя, который должен прийти на землю. В определённой степени Горенг может быть рассмотрен как воплощение этой идеи. Он несёт в себе непоколебимую веру в то, что его слова следует принять как истину, и он знает, как действовать.
Каждый человек может столкнуться с трудностями, упасть с высоты на самый низ, но главное - суметь подняться и, возможно, спасти тех, кто нуждается в помощи. Его послание должно быть услышано от самых низов общества до самых его вершин.
С какой точки зрения следует анализировать данный фильм?
«Платформа» и его основополагающая концепция позволяют сделать вывод о том, что он представляет собой метафору социальной иерархии, в которой неизменно присутствуют те, кто находится на вершине, и те, кто занимает нижние ступени.
Такой взгляд на фильм позволяет нам осознать, что подобное положение вещей представляет собой закономерный и неизбежный аспект человеческого социума. Фильм служит напоминанием о том, что неравенство и разделение на состоятельных и нуждающихся являются неотъемлемой составляющей нашей действительности, и это следует воспринимать как данность.
Перед нами предстаёт образ колоссальной темницы, из которой нет выхода и в которой можно утратить человеческий облик. Всегда найдутся те, кому улыбнётся удача, и те, кто окажется на самом дне общества, вынужденный существовать в нищете.
Низкий уровень жизни приводит к процветанию преступности, убийств и жестокости, в то время как богатые, занимающие вершину социальной пирамиды, наслаждаются своим привилегированным положением.
Завершение:
По моему суждению, кинолента представляет собой произведение, достойное внимания. Кому-то она может прийтись по вкусу, а кто-то, вероятно, останется к ней равнодушен. Однако, если вы пожелаете, обратите свой взор на этот фильм, он этого заслуживает.