После второго полного пересмотра всех сезонов (плюс полнометражные фильмы, как же без них) сериала «Секретные материалы» как-то подспудно у меня родилось решение посмотреть, а где-то и пересмотреть все проекты, так или иначе связанные с данной франшизой. В первую очередь выбор пал, конечно, на спин-офф похождений бравых агентов ФБР Малдера и Скалли, а точнее на историю забавной троицы хакеров – «Одинокие стрелки». После быстро закончившихся Стрелков (ещё бы, всего один сезон) на некоторое время пересмотр «старых» сериал был забыт, а точнее оттеснён на неопределённое время проектами хоть и новее, но часто менее интересными. Ко второму «детищу» Картера, который действительно зацепил меня после первого знакомства, пусть и не так, как Икс-файлы – сериалу «Тысячелетие», я вернулся только спустя год. Появившийся всего в одном эпизоде «Секретных материалов» Фрэнк Блэк своей харизмой не мог не вызвать симпатию у зрителя. Но для желающих посмотреть «Тысячелетие» я бы не рекомендовал начинать с эпизода про некромантию. Он ужасно сильно спойлерит два первых сезона истории Фрэнка и даже часть третьего всего одним небольшим диалогом Блэка и Скалли. Серия выглядит рядовой не только на фоне моих любимых эпизодов, вроде «Мёртвого штиля» или «Холода», а и вообще первых 4-х-5-ти сезонов. Но поклонники сериала выделяют именно эту серию не из-за появления там Фрэнка Блэка и не потому, что, как никогда, от «монстра недели» парочке самых известных киношных фэбээровцев грозила реально смертельная опасность, а по другому, более пикантному, поводу.
Но вернёмся к главному предмету разговора и рецензии – к сериалу «Тысячелетие», пусть мы и знаем, что если бы в один прекрасный день Руперт Мёрдок не одобрил пилотную серию «Секретных материалов», то не было ни первого сериала, ни второго. По слухам, на главную роль Фрэнка Блэка пробовался Уильям Хёрт, известный по роли генерала Росса во франшизе Марвел. Автор идеи и ведущий сценарист проекта Крис Картер же утверждает, что всерьёз рассматривалась только кандидатура Лэнса Хенриксена. Пусть продюсеры и хотели кого-то «помоложе и посимпатичнее», роль осталась за Хенриксеном. Картер не прогадал с выбором, ведь он с самого начала хотел снять чуть ли не современный вестерн с немногословным главным героем сродни персонажу Клинта Иствуда в «долларовой трилогии» Серджио Леоне. По мнению как создателей, так и поклонников сериала, Хенриксен остался «верен» своему образу, воплощённому на экране, несмотря на то, что сам сериал с каждым сезоном изменялся. До прихода в проект Криса Картера, Лэнс был уже не новичок в кино. Участие во франшизах «Терминатор» и «Чужие» явно стоило больше, чем простая «гостевая» роль в Икс-файлах. А появление Хенриксена в харизматичном образе «плохиша» Эмиля Фушона многим зрителям запомнилось если не навсегда, то надолго.
А теперь немного синопсиса. Фрэнк Блэк, отставной агент-профайлер (специалист по психологическим портретам преступников) ФБР, с женой Кэтрин и маленькой дочерью Джордан переезжает в город Сиэтл. Но, как говорится, есть две прописные истины: бывших агентов ФБР не бывает и люди просто так не меняют устоявшийся образ жизни, переезжая в другой дом. И, как нам скоро станет известно, «корень обоих этих зол» растёт «из одного и того же места». Таинственная организация «Тысячелетие» предлагает Блэку сотрудничать с ней и использовать собственный «дар» для помощи членам её оперативной группы. А этот так называемый «дар» Фрэнка действительно незауряден: Блэк способен буквально «проникать под кожу» преступников, видеть их глазами. Но и такому необычному человеку до конца не ясны мотивы действий «Тысячелетия». Фрэнк разрывается между работой в новой организации, желанием помочь бывшим коллегам, которые не привыкли разбрасываться ценными кадрами, и семьёй. И тут к тому же «выплывает» причина «бегства» четы Блэк с насиженных мест. Встаёт дилемма, что важнее: помогать в спасении людей от «монстров» в человеческом обличье или семейное счастье и покой?
Уже с пилотного эпизода сериал погружает зрителя в море людских пороков, девиаций и прочих извращений. Не зря ведь бытует мнение, что «самый страшный зверь – это человек, ведь только он увечит и убивает ради удовольствия». Но загодя настроившимся на лицезрение из серии в серии на поимку доблестными блюстителями порядка последователей Банди или Дамера вскоре придётся изменить приоритеты. Любое преступление, на место которого попадает наш главный герой Фрэнк Блэк, по зову «дара» или полиции, ознаменовано явными или скрытыми знаками, намекающими на причастность злодея к неординарному приближающемуся событию – наступлению нового тысячелетия. Каждая новая смена декораций – словно проявка негатива профессиональным фотографом, мастерский ход авторов сериала. Каждый флэшбэк в уме Фрэнка, часто последние минуты жертвы – ужасает даже больше последствий действий маньяка из-за искажающегося восприятия реальности.
С каждой из 67-ми серий мы всё больше видим, как тяжело «даются» герою Лэнса Хенриксена его способности, буквально вытягивающие из Фрэнка душу. Но произошедшее в финале первого и вначале второго сезона полностью выбивает почву из-под ног Фрэнка и его близких. Ничто уже не будет как прежде. Блэк погружается с головой в работу, пытаясь заглушить боль от случившегося, не имея возможности всё исправить и вернуть на круги своя. Да и беда не ходит одна, без особых спойлеров даже и не расскажешь.
Нельзя не упомянуть, что за роль Фрэнка Блэка Лэнс Хенриксен три раза был номинирован на премию «Золотой Глобус». Да и сам телевизионный проект не раз номинировался на разные известные кинопремии, вроде премий «Эмми» и «Сатурн». Где часто сталкивался со своим «старшим братом» - «Секретными материалами». Вообще сюжеты некоторых серий обоих сериалов схожи по духу и мотивам, это сложно не отметить тем, кто хоть раз смотрел их. Это связано не только с одними и теми же создателями, но и тем, что многие серии этих проектов затрагивают эзотерические понятия, мифологию и библейские тексты. С каждым сезоном «Тысячелетие» больше уходило в мистику. Несколько серий, получившие развитие в основном сюжете, настолько напомнили экранизацию произведений Дэвида Зельцера, что захотелось увидеть полнометражное продолжение этой истории, как это делали в тех же «Материалах».
Актёрский состав, помимо главного героя Фрэнка, представлен его супругой, Кэтрин Блэк в исполнении Меган Галлахер, их дочерью Джордан, которую на экране воплотила Бриттани Типлейди. Её персонаж – это не просто роль милой девочки. Часто её история занимает ключевое место в сюжете.
Персонаж Терри О’Куинна, Питер Уоттс – своеобразный антагонист сериала, некое материальное воплощение группы «Тысячелетие», принёсшей Блэку множество неприятностей и горестей. Также у Фрэнка были две напарницы – Лара Минз и Эмма Холлис. Немало гостевых ролей будто перекочевали из «Секретных материалов»: Желько Иванек, Брэд Дуриф, Роберт Уизден и, конечно, Даг Хатчисон.
Отдельно хотелось бы выделить заглавную музыкальную тему «Миллениума». Композитор Марк Сноу снова, как и с главным детищем Картера, превзошёл все ожидания. Как и в «Материалах», саундтрек заставки и финальных титров никогда не хочется перемотать. Видеоряд заставки с каждым сезоном меняется, но саунд остаётся таким же неповторимым и запоминающимся, как в сериях.
Кроссовер в Икс-файлах завершает историю Фрэнка Блэка, но не его жизнь. Прошлый просмотр «Секретных материалов» у меня был не так давно, но, надеюсь, что при следующем марафоне я захвачу до кучи ещё и три сезона «Тысячелетия».