Да, да, да, знаю, что вы подумали, прочитав заголовок к рецензии. "Уау, очередной рецензент хвалит Брейкинг Бед, как оригинально, несите следующего". И да, по сути я буду хвалить сериал, который хвалят, кажется, вообще все, но хотелось бы рассмотреть с немного другой точки зрения. Почему именно ЕГО все так обожают? В смысле, находится множество конкурентов от "Прослушки" и до "Клана Сопрано", от "Твин Пикса" и до "Игры престолов", но именно "Во все тяжкие" чаще всего в списках лучших ставят на первое место. И это при том, что большая часть сценария писалась почти что на ходу, особенно первый сезон, который снимали в самый разгар забастовок. Разве такой проект не должен быть продуманным и выверенным от и до? Как бы, и да и нет. И это, как раз и есть причина такого успеха. Что я имею ввиду? Ну... для начала, надо очертить контекст.
Сюжет, кажется, знают все, кто не бы в поп-культурном бункере лет 20. На поверхности - это история учителя химии Уолтера Уайта, вынужденного связать себя с наркобизнесом. Если капнуть глубже - это драма несостоявшегося гения, ступившего на неправильный путь от отчаяния, связанного с бессмысленностью его существования. Попутно нам показывают его бывшего ученика раздолбая Джесси Пинкмана, семью, а также круговерть из криминальных авторитетов, наркобаронов и наёмных убийц. Звучит интересно, но делает ли такой расклад этот сериал прям лучшим в истории? И тут мы вступаем на тропу, так скажем, раскрытия дела сути. Важна не идея, а её подача, способность сохранять интерес, что особенно важно для многосерийного проекта, особенно в ту эпоху, когда стриминги не получили своего развития.
У шоу с самого начала была идея и её автор Винс Джиллигэн, до самого конца её придерживался. Постепенный уход личности на криминальную трапу, трансформация из неуверенного робкого профессора в создателя чистейшего мета Гейзенберга. Это и есть центральный лейтмотив, которого автор придерживался влоть до последних кадров шоу. Всё остальное, кажется, переделывалось из-за нехватки бюджета, времени, интереса или прочего, но всё это старались увязать в единое целостное полотно, где каждая деталь обязана сыграть свою роль. Проще всего "Во все тяжкие" получается сравнить в гоночной машиной, которая постепенно нарастает в своей скорости и под конец мчится на сверхзвуковой, давая адреналин в чистейшей форме. Каждая деталь в этой Феррари (прим. иномарка выбрана автором рецензии, вы можете выбрать собственную для рабочей аллегории) важна и от каждой зависит первое место на финише в этой непростой борьбе. И в этой машине даже заменённые детали каким-то образом помогли даже сильнее прежних. А теперь рассмотрим каждый этап этой метафорической гонки:
1 сезон - разогрев. Пока тихо, монстра ещё не видно. Скорость совсем небольшая. Именно на этом моменте те немногие, кому не понравился сериал, бросают просмотр. Пока идёт сугубо расстановка на шахматной доске и герои только знакомятся с правилами мира наркобизнеса. Как уже сказано выше, забастовки многое изменили. Один из ключевых героев, Джесси Пинкман, так и не умер, дожив до самого конца шоу, а многие элементы перенесли на следующий сезон. Вроде бы ничего не предвещает сериала с рейтингом 9,5 баллов на ImdB, но уже есть зачатки, уже видна способность сценаристов выкручиваться в нужный момент и делать это на пользу истории. Лишь 7 эпизодов, и они уже дают примерное представление о потенциальном развитии. Идём дальше.
2 сезон - скорость набирается. Пошёл разгон. Главные герои во всю проникают в этот крайне рисковый бизнес. Предпринимаются попытки выбраться, но всё тщетно. Предполагалось, что именно вторым сезоном всё и завершится, пока канал не увидел хорошие рейтинги. В итоге в шоу добавили Сола Гудмана для комичного эффекта (что потом, по иронии, выльется в другой драматичный сериал, но об это как-нибудь потом), сквозная тайна некого розового мишки в бассейне и продление на новые сезоны. Именно эта часть, по ощущению, становится поворотным моментом. Как для главного героя, так и для зрителя. Он пытается завязать с наркобизнесом, словно это его личный мет, но без толку. Один ужасный поступок заходит на точку невозврата. Зритель постепенно начинает видеть, какой драматический потенциал за всем этим скрыт. И теперь уже он кажется личным наркоманом Уолтера Уайта. Автор в лице Джиллигэна рассчитывал на один-два средненьких сезона, в итоге нас ожидает третий, а позади высокие оценки.
3 сезон - двигатель шумит, движение выходит за нормы. Теперь эта машина едет с приличной такой быстротой. Герои выходят из зоны комфорта, начинают сталкиваться с последствиями своих решений. Они становятся объектами слежки сразу нескольких бандитов. И главный из них - Густав, мать его, Фринг в исполнении Джанкарло Эспозито, который настолько поразил автора идеи на прослушивании, что тот быстро переписал сценарий и сделал именно его главным антагонистом, а не того, кого первоначально задумывали. Персонажи матереют - Уолт всё сильнее вязнет в пучине своих махинаций, а Джесси в кои-то веки осознаёт пагубность своей жизни. Уайт отдаляется от семьи, ищет компромиссы на фоне постоянно появляющихся убийц, жаждущих его гибели. И всё это, так или иначе, отражается на всех вокруг. Идея, претерпев серьёзные изменения, начинает действовать так, как надо.
4 сезон - набрана огромная скорость. Теперь ты видишь мощь гоночной тачки, но ещё не осознаёшь истинного потенциала. Гайки закручиваются, тёмные тучи нависли над героями. И теперь все последствия приходится выгребать лишь им самим. Как и авторам приходится выкручиваться, придумывая всё новые способы удивить зрителя. Ввод настоящей войны ради нагнетания? Серьёзная опасность со стороны Гуса, который, кажется, предвидит вообще всё? Радикальное измение характера Уолта под конец? Всё это кажется продуманным, но писалось в полевых условиях. И цель была одна - чтобы логичная концовка персонажа срезонировала у зрителя как можно сильнее. И что дальше? А дальше у нас...
5 сезон - всё, это пик. Максимальные возможности машины. Её показатели приближаются к сверхзвуковым значениям, несмотря на то, что ты уже заранее знаешь, до финиша эта крошка дойдёт. Отходя от аллегории ты теперь видишь, что каждая серия мчится на всех порах, теперь напряжение, особенно во второй половине становится постоянным. Уолтер Уайт загнал себя в угол и теперь его видят в качестве монстра. Дьявола, который ответственен за все смертные грехи. Хотя все забывают, что Люцифер раньше был ангелом, которого просто погубила гордыня. Вроде бы, не универсальная мораль, но как мощно к ней подвели за все эти сезоны. Как грамотно Винс Джиллигэн и его братия смогла увязать все сюжетные линии для достижения наивысшей точки катарсиса. Кульминацией которого стала 14 серия сезона под названием "Озимандия" с одним из самых шикарно выстроенных конфликтов за всю историю существования телевидения. Но это лишь включение пятой передачи перед уже неизбежным финишем. И вот вроде бы ты видишь концовку героя, думаешь, что так всё было задумано изначально, хотя на деле поменяли очень многое. И именно это, по иронии, спасло проект. И это был самый красивый финиш Давида в битве с Голиафами.
Простыми словами - причина успеха сериала не в продуманности абсолютно всех деталей, но в понимании того, о чём должна быть эта история. Детали же добавляли от случая к случаю. И возможно всё это чистая удача, но почти все решения оказались абсолютно верными и позволили шоу добиться таких результатов, о которых никто не мог подумать. У других шоу, которые сразу набрали астрономические рейтинги, как например ЛОСТ, Сверхъестественное и Декстер этого не было. У них был крепкий фундамент, но авторы понятия не имели, как закончить постройку, поэтому у всех шоу, кажется, ощущается определённое неудовлетворение. Во все тяжкие, как и эти проекты, тоже не всегда были продуманными, как вы поняли, но авторов была чёткая задача - дойти до высшей точки, постоянно нагнетая обстановку и в нужный момент спустить курок. Казалось бы, так просто, нагнетать напряжение до тех пор, пока оно не станет литься через край, но именно этому сериалу удалось это сделать лучше всех.
Сценаристы, понимающие историю, и актёры, понимающие свои образы, воистину творят чудеса. И я знаю, может быть такая простая мысль не заслуживала целой рецензии, но я просто не мог не написать её после второго просмотра сериала от начала и до конца. Не мог просто взять, и не написать эту плохо завуалированную аллегорию. Ведь вся писанина выше - крик души, желание не просто поговорить о плюсах сериала, а выплеснуть конкретные эмоции после просмотра. Сравнение с машиной кажется уместным, потому что это реально гонка, постепенно пропитывающая тебя адреналином. И боже, как же во второй раз круто на такой тачке проехаться.
Честно, одной рецензии далеко не хватит, чтобы описать все интересные моменты сериала, для этого нужно смотреть много отдельных роликов на Ютубе. Это были лишь эмоции и если их суммировать - успех этого сериала выглядит так, словно все звёзды решили сойтись в ряд, ведь даже отрицательные моменты шли авторам на пользу, что говорит или о невероятном везении, или о высшем сценарном мастерстве. Да одно другое даже не исключает.
В любом случае, спасибо тебе, Во все тяжкие. Даже повторное возвращение это целый ураган эмоций, который можно описать лишь неуклюжими аналогиями. Годы спустя наверняка вернусь к тебе снова, чтобы снова прифигеть с того, как авторы смогли всё это увязать. И я почти уверен, что эта гонка будет такой же драйвовой, как и в первый раз.