KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия к мультфильму "Заветное желание" от ANAMAZINGMAN

Сказка с ложью, да без намёка и урока

Перед тем как разобрать конкретно этот мультфильм, задам у вас лишь один вопрос - какой должна быть хорошая сказка? Ведь как вы можете понять, стандартная логика в сказках не работает. Мы же не задаём вопросы по типу "Сможет ли Маугли приобщиться к миру людей, наверняка даже не зная их языка?" или "Почему принц ищет Золушку по её ступне, а не по лицу, например?" ну или "Неужели у красавицы развился стокгольмский синдром? Иначе как объяснить тот факт, что она влюбилась в пленившего её чудовище?". К сожалению, во взрослом возрасте мы часто задаём немного не те вопросы, которые следует задавать у сказок. Ведь у них нет функции создать правдоподобный лор. Наоборот, отсутствие правдоподобия может в них выйти на первый план (как в "Алисе в стране чудес", например). Тогда, зачем сказки вообще существуют? Какой в них смысл? И ответ тут максимально прост - в морали.

Сказка может быть какой угодно - странной, сюрреалистичной, наполненной такими мирами, которые только может позволить твоё воображение, но в ней всегда обязана быть центральная тема, которую в теории усвоит ваш ребёнок, а может даже и взрослый. И если есть мораль, то другие мелочи уже становятся третьестепенными или вовсе ненужными. Не важно, как Маугли будет обживаться у людей, если суть произведения в метафорическом взрослении, буквальном превращении из зверёныша в человека. Ступня, если только вы не Тарантино, не играет той роли, которую играет важность манер и обаяния Золушки. А "Красавица и чудовище" вовсе и не думает о каком-то там синдроме, а о желании рассказать о внутренней красоте, что важнее любых внешних достоинств. Всем этим сказкам прощается пренебрежение логикой обычного мира, ибо, повторюсь, мораль работает. Чёрт, да мои самые любимые детские книжки - это "Маленький принц" Экзюпери и "Там, где живут чудовища" Сендака, с максимально абстрактными мирами. Но при этом в них диаметрально противоположные морали, каждая из которых в рамках своего произведения идеально работает. "Маленький принц" говорит читателю о том, что даже взрослому можно побыть ребёнком. В "Там, где живут чудовища", наоборот, иносказательно говорят о том, что детям надо учиться оставлять детские капризы и вести себя хоть немножечко как взрослый. Простые истины, которые, к слову, не обязательно исключают друг друга.

Но я отвлёкся. К чему это? Сказка, как и притча, несёт в себе поучительную функцию. Автор произведения доносит до читателя с помощью необычных красивых историй свою собственную правду, которую считает полезной для молодёжи. Так что для меня хорошая мораль, завёрнутая в красивую историю равно хорошая сказка.

И вот теперь, наконец-то, Заветное желание. В чём, собственно, замес? Девушка Аша проживает в королевстве Розас, где правит король Магнифико, чьи поданные живут в счастье и достатке. А всё потому, что жители отдают ему свои желания и тот периодически их исполняет. Звучит как неплохое начало, на самом деле. Мир яркий и красивый, герои, на первый взгляд, к себе располагают, да и с темой желаний можно поиграться как хочешь. Вообщем, ожидаешь чего-то крутого, по-диснеевски лампового. Но где-то примерно с двадцатой минуты всё двигается совсем не так, как должно. Мультфильм начинает противоречить не логике, нет. Всё намного хуже. Он начинает противоречить сам себе.

Понимаете, с самого начала нам обрисовывали, что народ так называемого Розаса живёт вполне себе беззаботно, не зная горестей. И тут "внезапно" открывается то, что большинство желаний не исполнится, а героиня решает, что народ от этого... несчастен? Окей, дело даже не в том, что Аша оказалась недостаточно умной, чтобы в столбик посчитать и понять, что одно желание раз в месяц в многотысячном городе как минимум даёт определённые выводы. Дело в том, что с самой своей завязки история источает противоречием. Нам только один раз покажут, как один парень стал апатичным, отдав своё желание (и то, он такой лишь из-за отсылки и до этого мы дойдём), все же остальные в городе, повторюсь, всем довольны. И героиня решает им зачем-то помочь. Хотя эта благотворительная акция исходит из максимально эгоцентричной хотелки отдать отобранное... даже не так, отданное добровольно и на законных основаниях города желание дедушке. То есть, образ героини уже выставлен в максимально невыгодном свете. Но дальше больше.

Магнифико изначально представлен как вполне себе грамотный правитель. Но при этом промо-компания обещала, что он точно будет злодеем. Окей, может тогда у него будет предыстория и мотивы? Раз его представляют как ни самого плохого парня, может он просто запутавшийся в себе человек и более глубокий антагонист? Ну, мультфильм нам даёт некоторые намёки на всё это в первые минуты его появления, но затем... всё. Никак дальше это не развивают. Более того, на середине он буквально ни с чего превращается в высокомерного дутого индюка с манией величия и отсутствием любого внятного развития. Вопрос, что это было? Опять же, придирка даже не к логике, а к тому, почему ОН злодей? Магнифико угнетает жителей? Забирает чужие желания и исполняет их для себя любимого? Может, хотя бы, он пьёт и курит на детской площадке? Понимаете, если сказка (да вообще, любое произведение) рисует перед нами зло, то мы должны понимать, что делало это самое зло, чтобы заслужить порицания. И если мы этого не понимаем, то велик риск того, что мы начнём болеть за того, с кем герой борется. И ладно, во второй половине он начинает делать всё то, что я перечислил выше из злодеяний, кроме курения на площадке, но знаете, почему это происходит? Из-за Аши. Да, да, главная героиня сама же провоцирует злодея стать полноценным плохишом. И после этого любое сопереживание центральному персонажу улетучивается.

Касательно самих желаний. Нам изо всех сил пытаются вбить в голову, что это самая важная вещь, которая только может быть. И суть в том, что все желания разные. У одних что-то приземлённое, типа лучше всех шить, у других абстрактное, вдохновлять других, а у третьих вообще технически несбыточное, например научиться летать. У всех желания чудесные. Но где все злые желания? Заставить своего врага страдать, скрытая мысль о чьей-то смерти или даже геноцид целой расы, которая тебя не устраивает? Даже если детский рейтинг не позволит уйти в крайности, всё же, нельзя все желания представлять так однобоко? Акцент оказывается смещён и нам дают неправильное, узкое понимание темы. То есть, заставляют мыслить детей упрощённо. Ведь куда там, тогда не сработает наша вымученная идея о том, как неправ злой злодей. Ведь если окажется, что желания могут быть плохими, то получится, что Магнифико всё же прав? И знаете, что самое забавное? В поруганной всеми, кому не лень, Чудо-женщине 2 присутствует именно эта идея. Люди в конце начинают желать друг другу вреда и, тем самым, вызывают мировой хаос. То есть, даже в ванильно-сахарном кино от ДС смогли многограннее изучить тему желаний, чем мультфильм студии, у которой каждый второй проект затрагивает тему желаний. Понимаете степень абсурдности?

Но самое худшее, это концовка. Итак, что мы выяснили, исходя из самого мультфильма? Что любое желание это хорошо, а тот, кто решает разграничивать их и, не дай бог, решать за других, какое надо исполнять, а какое нет, зло во плоти. Допустим. Мораль, конечно, крайне спорная и не отражает реальной сути вещей. Но всё же, к какому выводу придёт главная героиня? Может, все желания будут возвращены и каждый сам будет их исполнять? Или они создадут более демократичную структуру исполнения желаний, где каждый будет обучаться магии и, тем самым, приблизит исполнение своего желания? Опять-таки, тут есть, куда идти. Можно было спасти всю эту галиматью. Но, Дисней поступает иначе. Всё... остаётся таким же. Да, вы не ослышались. Всё осталось ровно таким же, только теперь вместо Магнифико ПРАВИЛЬНЫЙ человек исполняет желания других людей по собственному усмотрению. Мораль - если вас не устраивает один правитель, забирающий себе непомерные полномочия, то путём песенной революции замените его на другого? Ха? Именно в этот момент стало ясно, что Заветное желание окончательно и бесповоротно себя похоронило. Ведь если у сказки нет адекватной морали, то в её существовании уже нет никакого смысла.

Дамы и Господа, перед вами сюжет мультфильма, который представлен на столетие студии, подарившей нам Белоснежку, Дамбо, Фантазию, Спящую красавицу, Русалочку, Короля Льва, Зверополис и многие другие любимые вами мультфильмы. И дело даже не в том, что тут полным полно сюжетных дыр, герои не привлекают, и даже анимация кажется неправильной, какой-то плоской, без привычной глубины. Это полотно даже как сказка не работает. Мало того, что мораль в корне неправильная, однобокая, так ещё и решение проблемы состоит лишь в замене слагаемых, а не исправлении источника. В погоне за нынешними трендами Дисней окончательно потерял суть своих работ - давать жизненный урок зрителям всех возрастов, также радуя их великолепной анимацией. Таким образом, работа, которая должна была подчеркнуть все достоинства, которая накопила эта компания за свои сто лет, стала отображением всех недостатков, которые у неё появились за последние 10 лет. А именно,неправильная расстановка акцентов, бездушность и, конечно же, отсылки ради отсылок. Потому что если мультфильм выходит безыдейным, что надо делать? Правильно, отсылать на крутые мультфильмы из вашего детства. Из разряда, вы помните семерых гномов? Вот семь безликих героев, которые отдалённо похожи на гномов. А помните Питера Пэна? Вот желание, где парнишка мечтает летать. Только вот Белоснежка, Питер Пэн и другие мультфильмы были хорошими сказками от некогда великой студии, а Заветное желание, сказка с неработающей моралью, то есть, плохая сказка.

Можно ещё много говорить о том, что в мультфильме пошло не так, хотя занимались им отнюдь не плохие авторы, за плечами которых Холодное Сердце и Зверополис. Но когда сама студия в корне лишилась сути своих лучших произведений, то тут уже ни один гений мультипликации не вытащит обречённый проект. Да даже музыкальные номера, в которых Дисней всегда был номер один, теперь проигрывают авторским инди-аниматорам с Ютуба, чьи мультфильмы повествуют об аде. Как будто даже тут лишились прежнего запала. Ведь когда у произведения мораль лишена любого смысла, то и другие не видят смысла вливать в проект душу. А без души нет и зрителей, несущих денег. Надеюсь, хоть из-за убытков Дисней эту мораль усвоит...
Автор: ANAMAZINGMAN
13.06.2024
Оценка читателей: 9,75 из 10 (голосов: 8)
Страница мультфильма: Заветное желание

Новинки кино:

Amazon выиграл схватку за продюсерский проект Дженнифер Лопес
Студия купила права на мультфильм о Бобе-строителе с Энтони Рамосом
Берлинский кинофестиваль отказался от соцсети Илона Маска
Европейский кинофорум больше не будет представлен в социальной сети поддерживающего Дональда Трампа магната
"Веном 3: Последний танец" обогнал "Джокера 2"
Падение сборов во вторые выходные оказались минимальными
Милла Йовович сразится с зомби в фильме "Сумерки мертвецов"
Актриса сыграет в последнем фильме Джорджа А. Ромеро
Лучшие российские и зарубежные сериалы ноября 2024 года
"Дайте шоу", "Молот ведьм", "Дюна: Пророчество", "Департамент", "Дети перемен"
Фильм "Игра престолов". О чем он может быть
Полнометражный фильм "Игра престолов" запущен в производство