(!) Не читайте, если не хотите знать подробности фильма.
За забором концентрационного лагеря Аушвиц в просторном доме с цветущим двором со своей семьёй живёт комендант Рудольф Хёсс.
Это не экспозиция и даже не завязка. Это весь сюжет фильма, потому что, кроме кратковременной поездки Хёсса в Ораниенбург, ничего больше в фильме не происходит. Задумка заключается в том, чтобы показать «срез» довольно беззаботной жизни, в которой уже непосредственно за воротами лагеря смерти не обращают внимание на выстрелы, крики и странные запахи.
Проблема такой задумки в том, что фильм будет работать только в случае, если у зрителя, как реакция на контраст между обыденностью семьи коменданта и тем, что мы знаем происходит в стенах Аушвица, возникнет эмоция из ряда «ужас/злость/отвращение/дискомфорт» и не только возникнет, но и сможет продержаться все полтора часа.
Сценарист и режиссёр фильма Джонатан Глейзер принимает решение не показывать ужасы Освенцима – мы лишь иногда их слышим. Это вписывается и в концепцию – в конце концов, семья Хёсса тоже не видит происходящего, да и сам Хёсс, хоть и смотрит глазами, видит лишь решение задачки, поставленной фюрером, – и одновременно является художественным приёмом, ведь воображение и само способно построить известные картины, ну а также неким выходом из дилеммы «как показать».
Ещё фильм преступно красив, что добавляет к ощущению контраста. К тому же, Глейзер пользуется этим и в обратную сторону. Единственное безоговорочное добро, показанное в фильме, а именно девочка, подкидывающая еду в местах работы заключённых, представлено в каком-то негативном фильтре со странными звуковыми эффектами.
Кто не найдёт кино скучным, вряд ли получит от него удовольствие. Иногда это тоже признак хорошего кино.