Джон Ву, один из немногих режиссеров, которого еще можно назвать – родом из «старой гвардии». Островок индивидуальной режиссуры, со своим почерком и узнаваемым стилем. Довольно продолжительное время художник творил у себя на родине («Битва у Красной скалы», «Битва у Красной скалы 2», «Власть убийц»), при этом лишь изредка наведываясь в Европу и США («Невидимые дети», «Переправа»).
Как и его отец, он исследователь и философ, только форма восприятия совершенно иная. В своих фильмах и играх («Круто сваренные»), он исследует силу характера и стойкости, выбора и конечно чести. Каждый его проект пытается показать нам, на что способен человек, если загнать его в угол, при этом лишив всего. Все изменчиво, главное подобрать момент, у всех свои слабости.
Как и в своем фильме 1997 года (???), в самом начале умирает ребенок, маленький мальчик оказался не в том месте и не в то время. Разборка уличных банд обернулась для молодой семьи настоящей трагедией. Отец (Брайан), ослепленный гневом, пытается остановить злоумышленников и ему это почти удается. Получив серьезные ранения, будущий мститель теряет голос и желание жить. Виновнику удалось уйти, полиция бессильна. Изрядно опустошив запасы спиртного, Брайан отсчитывает на календаре год со дня трагедии и начинает подготовку, чтобы в канун рождества убить всех, кто причастен к смерти его семьи (привет «Законопослушный гражданин»).
За текст отвечал Роберт Арчер Линн («Заключенный»), сюжет не блещет индивидуальностью, как и все подобные проекты жанра, простая завязка и действие. На мой взгляд, сценарист умышленно пошел на изображение полиции настолько несостоятельной, что обычный гражданский, оказался эффективнее чернокожего детектива с блестящим значком. Такая же бледная тень и супруга «героя», помещенная на задний план, всегда задумчива и немногословна. Она хоть и понесла утрату, но все же нашла в себе силы жить дальше, но уже одна. Сын и отец. Остальное – мир и его обитатели, просто фон. Потеря, самобичевание, осознание, тренировки и месть.
Продолжительность, 104 минуты, оптимальное время для небольшой экспозиции и драйва, все, на что хватило 25 000 000 $ выполнено на высоком уровне. Каждый доллар потрачен как надо:
- в кадре довольно узнаваемая звезда больших экранов Юэль Киннаман, смотрелся очень органично в роли безутешного отца, главная цель которого стала месть, и груши для битья, поскольку теория и практика абсолютно разные вещи.
- натуралистические и очень зрелищные погони, скрежет металла, звуки разбитого стекла, хруст костей, все это выполнено сочно и ярко. Железный конь гневливого отца Ford Mustang вам определенно понравится, сразит не только своей мощью, но и ревом мотора.
- перестрелки и драки. В жизни 77 летний режиссер заядлый пацифист, о чем говорит открыто, личного оружия у него нет, и не было никогда. Но это не мешает ему проливать (лишь на экране) сотни литров крови и выпускать тысячи пуль разных калибров. Добавьте к этому холодное оружие. Реальный мир нервно курит в сторонке.
- операторская работа. Шэрон Мейр («Одержимость»), показал довольно интересный контраст между двумя мирами, до гибели и после. Первый очень сочный и яркий, так и веет благополучием и прочими радостями семейной жизни. Второй – после, серые тона, пыль и грязь, ну и конечно реки крови. Вообще на фоне серого и белого, красный маркер смотрелся довольно атмосферно (больница, конверт, машина и кровь).
- поскольку в фильме практически полностью отсутствуют привычные реплики, за весь фильм их можно по пальцам пересчитать, музыка играет особую роль. Скрипка и клавишные, чтобы подчеркнуть печаль и боль. Барабаны, бас гитара – для более динамичных и быстрых моментов. Фон мира, отчетливо слышен, нет слов, больше размышлений внутри, больше внешнего мира отпечатывается на нас, отражается в нас.
Главное преимущество фильма, это небрежность. Вот мы и подошли к его особенности. Каждый элемент, включает этот ингредиент. Главный герой – обычный парень, за год тренировок приобрел лишь технику исполнения, поскольку полевой опыт оказался не таким уж и удачным. Его бьют, режут, в него попадают, а главное он совершает ошибки, медлит, мешкает, недооценивает, за что и получает. Год тренировок за плечами, но лишь танец смерти отчетливо показал его сильные и слабые стороны (вождение – 10, стрельба – 8, рукопашная – 6, слежка – 9). И это радует, очередной Джон нам не нужен.
«Немая ярость» – банальный боевик, каких сотни. Лишь концепция, исполнение и имя режиссера не дают ему затеряться в океане проходного кино. Стремление отомстить – двигатель его жизни, но после всегда пустота...
PS: Вместо голубя был попугай.