Банши Инишерина глубокое произведение о сжирающем одиночестве, смерти, дружбе, любви, трагедии народа, ирландских семей и внутренней человеческой драме на фоне угнетающей Гражданской войны. Фильм настолько пропитан ирландским духом, что даже ирландские виски кажутся недостаточно «ирландскими». Состав актеров – ирландцы, режиссер и он же автор сценария – ирландец, место действия – вымышленный остров Ирландии. Черный юмор, музыка, фольклор и построение диалогов выдает национальный колорит автора Мартина Макдоны.
Сюжет: музыкант мыслитель Колм Санилари Доэрти (Брендан Глисон) перестал разговаривать с другом. Причина - нежелание тратить отведенное ему время на выслушивание бестолкового трепа скучного и заурядного парня Подрика Суливана (Колин Фарелл). Есть конкретная понятная аллегория. Когда Подрик пытается с ним заговорить Колм режет пальцы и бросает их в дверь приятеля, таким образом режиссер намекает, что время – ценный ресурс, а тратя его зря, мы будто отсекаем часть себя.
Спор Колма и Подрика о вечном в пабе. Что важнее быть добрым или создать гениальное произведение, ушедшее в вечность и забыть простые ценности. На фоне интеллектуальной битвы убого смотрится полицейский, «кто избивает сына по вечерам, когда с ним же не тешиться».
Ребята в пабе, продавщица, священник, полицейский, бабка, похожая на старого гуля – второстепенные персонажи, обличающие пороки местных жителей. Продавщица сходит с ума от любопытства, потому что ей не хватает красок в жизни. Полицейский страдает от жестокости и малодушия. Представитель закона готов расстреливать ирландцев на большом материке за так, не разбираясь в правде. Бармен и обыватель в пабе – типичные бездельники, имеющие одно занятие и ведущие умеренно собственную жизнь. Паб в Ирландии, наверное, самое популярное место, консолидирующее людей во время отдыха. Священник, выполняющий исповедальную функцию, ставит себя выше других, но и сам не лишен человечьих пороков. Старейшина миссис Маккормик – настоящая Банши острова. Маккормик не вопит, пророча кончину, а сидит, наблюдает и смеется.
Надо отметить художественную основу фильма, основанного на пьесе. Есть настолько глубокие мысли, врезавшиеся под кожу. «Удачи Вам за чтобы вы не сражались» - слова Подрика, когда он слышит канонаду на большом материке. «…И куда все делось, а вдруг ты и не был добрым? Бог мой! Никогда и не был добрым…» - пьяный Подрик разочаровывается в бывшем друге в пабе во время спора. Когда святой отец спрашивает, скорбящего по ослице Дженни Колма есть ли дело Богу до ее смерти, то музыкант прямо отвечает: «Нет, и боюсь из-за этого наши беды».
Особый черный юмор, речевые повороты в диалогах и стереотипы об ирландцах, например, намек о том, что ирландцы спят со своими сестрами – это особенность Мартина Макдоны, его стиль, почерк. После фильма «7 психопатов», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» и «Залечь на дно в Брюгге» хочется назвать режиссера ирландским Тарантино, уделяющим львиную долю внимания диалогам. Диалоги забавные, интересные и расходятся на цитаты.
Юмор позволяет пережить трагедию проще, без внутреннего унижения, с более оптимистичным взглядом. Безответная любовь Доминика, мечта, отнятая вмиг, после чего не хочется жить. Шевон, отдавшая себя всю семье и сходящая с ума от занудства окружающих, стресса военных действий, одиночества. Подрик, потерявший единственного друга, ставший жестоким и нелюдимым. Колм с отрубленной конечностью, написавший произведение на века, но потерявший важного человека, который бескорыстно любил его общество и безмерно ценил.
Трагичность и одиночество сопровождают нас на протяжении всего переливаются в музыке, запоминаются в пейзажах, но не загибают тебя полностью в три погибели, чтобы ты выл от безысходности. Оптимизм сквозь слезы и пища для размышлений – вот послевкусие высокой кухни от шефа Макдоны. Что важнее зритель? Доброта или результат деятельности? Верность семье или собственные амбиции? Верность другу или верность своему призванию? Честность или поставленные цели? Жизнь в любви или смерть без нее? Выводы делайте сами пока Банши с Инишерина будет наблюдать за Вами…